укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа
12:13
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа

1.  В упражнении 100 найдите слова, которыеупотребляются только в единственном числе. Выпишите словосочетания с существительными, имеющими форму как единственного, так и множественного числа. Запишите словосочетания дважды: в единственном и во множественном числе.
2.  Какая информация о числе имени существительного вам известна (см. таблицу на с. 42)? Прочитайте теоретический материал параграфа, отмечая, что нового вы узнали о форме числа имени существительного.
Число является непостоянным морфологическим признаком. Большинство имён существительных употребляются как в единственном, так и во множественном числе: учебник — учебники, ученик — ученики, день — дни. Эти существительные обозначают предметы, которые можно пересчитать.
Однако некоторые существительные употребляются только в единственном числе (мука, дружба, молодежь) или только во множественном числе: (очки, шахматы, весы).
К именам существительным, имеющим форму только единственного числа, относятся: собирательные существительные (листва, учитеїьство): вещественные существительные (мука, масло, суп, фосфор): имена собственные (Днепр, Харьков, Украина): названия сторон света (юг, север, запад, восток).
К именам существительным, имеющим форму только множественного числа, относятся: существительные, обозначающие отрезки времени, явления природы, действия, состояния (каникулы, осадки, дебаты, сутки): существительные, обозначающие составные предметы (очки, качели, сани, шашки): вещественные существительные (черниіа, дрожжи, стеки): названия игр (прятки, горелки): совокупность чего-либо (деньги): географические и астрономические названия (Близнецы, Альпы, Черновцы).
3. Какие признаки имён существительных являются непостоянными? Назовите постоянные признаки существительных.
1.  Проверьте.можно ли существительные, данные в упражнении, употреоігть во множественном числе.
2.  Спишите существительные, которые употребляются только в единственном числе, распределяя их по тематшеским группам.
1. Вещества, продукты: золото, молоко,....
2. Совокупность лиц. предметов (собирательные существительные): листва, человечество,....
3. Собственные существительные: Украина,....
Молодёжь, родня, кефир, масло, сало. Европа, толпа, учительство. Азия, мошкара, детвора, Говерла, творог, сметана, пехота. Киев, чай, повидло. Днепр, мёд. баранина. Крещатик. сахар.
3. Укажите род собственных имён существительных
Словообразовательная работа
От данных глаголов образуйте и запишите существительные, с помощью которых можно называть действия. Существительное, имеющее обе формы числа, запищите в единственном и во множественном числе.
Образец. Стрелять — стрельба, стрельбы.
Ходить, молотить, косить, просить, палить, служить.
1.  Прочитайте слова, данные в упражнении. Какой признак объединяет все слова? На какие тематические группы можно их разделить?
2. Спишите слова, распределяя их по тематическим группам.
Дрожжи, сливки, прятки. ЖМурКИ, макароны, брюки, шорты, спагетти, щи. ножницы, плоскогубцы, тефтели, горелки, шахматы, шаровары, леггинсы, клеши, тиски, бриджи, джинсы, городки.
Сочинение
Напишите небольшое сочинение, используя слова одной из тематических групп (см. упражнение 118).
Это интересно!
В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, была ещё форма двойственного числа которая использовалась для обозначения двух предметов. В современном русском языке остаїпсь некоторые признаки двойственного числа: 1) окончание -я в нменігтельном падеже множественного числа существительных мл*жского рода (берега, города), которое раньше могло быть только у существительных мужского рода, обозначающих парные предметы (глаза, рукава): 2) формы множественного чиста существительных среднего рода обозначающие парные предметы (течи, колени, уши).
1. Спишите незавершённые предложения, расставляя знаки препинания, кавычки. Согласуйте пршагательные. местоимения, глаголы с существительным, учитывая, что существительное называет лицо женского пола.
1. (Новый) учитель литературы посоветоват. прочитать книгу Каникулы Кроша и мы... 2. (Пожилой) коллега надел., очки чтобы.. 3. (Известный) учёный писал., мемуары под названием Жизнь в науке чтобы...
2. Укажите существительные, которые употребляются только в единственном числе.
^?121    изложение
1.  Прочитайте текст. Озаглавьте его.
2.  Выпишите слова, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе, устаревшие и заимствованные слова. Составьте пунктуационные схемы тех предложений, расстановка знаков препинания в которых может вызвать у вас затруднения
3.  Напишите изложение данного текста, используя выписанные материалы.
У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что. глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: *5рр!».
Мать и тётка бросились обнимать и целовать Володю. Наталья повалилась к его ногам и начала проворно стаскивать с него валенки. Сестры подняли визг, двери громко скрипели, хлопати, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно?
Господи Боже мой. да дайте же ему с отцом поздороваться! Что. я не отец, что ЛИ?
По Л. Чехову
Словарь
Розвальни — низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.
Сіни — зимняя повозка на полозьях.
Башлык — суконный тёплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.
Передняя — первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду; прихожая.
Проверьте свои знания 122 Найдите неточность в утверждении.
1.  Все имена существительные могут употребляться и в единственном и во множественном числе.
2. Число является постоянным признаком имени существительного.
"Четвёртый лишний"
1.  Пней, книга, стул, снежинка.
2.  Кроссовки, стаканы, духи, листы.
Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите морфологические признаки у существительных: стека, радость, через сутки.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.
2. Укажите слова, которые употребляются только в единственном или талько во множественном числе. Какие слова являются исконно русскими?
1. Я зап..ваю гл.рячим чаем яичницу и в кухн.. появляется папа в наутюженных брюках и полосатой рубах.. (В. Машков). 2. Папа вспомни свое детство и ты поймёш.. меня (В. Машков). 3. Мы с бабушкой с.де-ли на песке и ели хлеб сыр и пили м..локо (Б. Житков). 4. Из этого м..лока будут делать масло сыр тв..рог см.лану (Б. Житков). 5. Ах. если бы эти каникулы никогда не заканчивались! мечтал я (А. Алексин).

Род имён существительных. Существительные общего рода