укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 11 » Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевленные
15:42
Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевленные

Имя существительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевлённые и неодушевленные

План раздора имени существительного
I. Часть речи.
II.  Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им. п. ел. ч.).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное. 6) одушевлённое или неодушевлённое; в) род;
г) склонение;
3. непостоянные признаки: а) падеж; 6) число.
III. Синтаксическая роль.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?
2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?
3. Запишите по 2 примера собственных имён существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек. озёр, областей, городов, сёл.
4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тётя, дядя, город, село, день, весть.
5.  Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.). дерево (2-е скл.). тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.
1-е скл.: Р. п. — .... Д. п. — ... . П. п. — ...;
2-е скл.: П. п — ...;
3-е скл.: Р. п. — .... Д. п. — ... . П. п. — ....
6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.
7. Можно ли просклонять слова такси, жаіюзи, какаду*? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных
3. Задайте друг Другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.
Дальний, даль, далеко, отдалиться: белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.
Обучающее списывание
I. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.
Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр — равнин -ная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.
образует рукава. На всём протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Чёрного моря.
2.  Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.
1.  Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта -Сельский двор». Запишите примеры одушевленных н неодушевлённых существительных. По какому признаку вы их разграничивали?
2.  Самостоятельно сформулируйте определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Сверьте своё определение с определением, данным в теоретическом материале параграфа {см. упражнение 80).
2.  С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевлённых существительных? А у неодушевлённых существительных?
Словообразовательная работа
1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придаёт каждый суффикс?
1.  Украина. Мексика, живопись, летопись (-ей). Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист). Город, село. Париж, юг (анин/янин).
2.  Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель). Огород, охота, чай. пар (-ник). Колокол, палеи, заяц, летать, пулемёт (-чик).
2. Укажите заимствованные слова.
Обратите внимание!
В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевлённым предметам: Ветер-ветер, Ты могуч. Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин). Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевлённым — это олицетворение художественный приём.
Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79). используя опорные фразы. Укажите падеж одушевлённых и неодушевлённых существительных.
На картине художника изображены .... На переднем плане мы видим .... Справа .... слева .... На заднем плане....
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевлёнными (одуш.) и неодушевлёнными (неооуш.) существительными.
1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи      коше тёк (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы ещё ровным счётом ничего ничего не понимаете в жизни! (II.Лик). 1 Здравствуй солнце да утро весёлое! (II. Никитин).
2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.
Это интересно!
Лингвистическое понятие одушевлённости неодушевлённости не всегда совпадает с биологическим представлением о живом И неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевлёнными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодёжь, человечество — грамматически неодушевлёнными (совпадают формы именительного и винительного падежей).
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
2.  Выпишите одушевленные с у шее тв и те льны е. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.
Детство... До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида. Ф. Купера Ж. Верна. Э. Сетона-Томпсона ну и конечно -Робинзон Крузо» Д.Дефо.
Как х..телось бы самому стать героем удивительных приключений учасником д..лё-кпх заманчивых путешествий! Но как ещё до этого д-.леко. Мечты мальчишек нах..дилн свои выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники. Робинзоны и Пятницы сл-.допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в г..рячен золе варили уху пропахшую п.рьковатым дымком строили шалаши ночевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.
По Г. Гроденскому
3.  Назовите свои любимые произведения: авторов, чьи книги вы любите читать; героев книг, которыми хотелось подражать стать.
4.  Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?
1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.
2. Запишите составленные предложения.
Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).
86     Устное сочинение
Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.
Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том. что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.
Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать
1. Говорите уверенно.
2. Будьте дружелюбны.
3. Акцентируйте внимание на положительном.
4. Уважайте мнение собеседника.
5. Не спорьте ради спора.
Проверьте свои знания 87
Найдите неточность в утверждении.
1.К одушевлённым относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.
2. Грамматически одушевлённость проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.
Какие морфологические признаки имён существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите известные вам признаки у существительных .чладенеи. на статуе, о животных.
1.  Спишите текст упражнения 84. вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2.  Сделайте фонетический разбор слова разведчики.

Понятие о морфологии. Части речи