укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Качественные, относительные и притяжательные прилагательные
12:58
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные

1. Спишите предложение. Выделите окончания прилагательных. Подчеркните прилагательные и существительные как члены предложения.
2. Используя материалы таблицы на с. 94. самостоятельно определите разряд прилагательных.
Цветов на клумбе было очень много — и красных, и белых, и синих. — и от всех шёл такой чудесный нектарный запах, как от маминого печенья на кухне (В. Медведев).
Анализ теоретического материала
1. Прочитайте материал о качественных прилагательных. Сопоставьте его с материалами, приведёнными на с. 94. Какая информация является хія вас новой?
Качественные прилагательные обозначают признак, который может быть выражен в предмете в большей или меньшей степени. Качественные прилагательные помогают охарактеризовать предмет по виду, размеру, весу, качеству, запаху и т. п.: милый человек, высокое дерево, дорогая вещь.
•  сочетаются со словом очень: очень яркий:
•  образуют новые слова с помощью префикса не-: неяркий:
• образуют сложные прилагательные путём повтора; яркий-преяркий.
Обратите внимание! Не все перечисленные признаки встречаются у каждого качественного прилагательного.
2. От прилагательных, которые даны как примеры, образуйте все указанные формы, свойственные качественным прилагательным. Запишите по образцу.
Образец. Ясный — ясен, более ясный, очень ясный, неясный, ясный-преясный.
Диктант по памяти
1. Выпишите словосочетания существительное - качественное прилагательное. Запишите в скобках форму слова или словосочетание, в котором проявляется одно из свойств качественных прилагательных.
На улице было такое солнце! Такое тёплое жёлтенькое солнышко! Такие ветки качались за окном! Мне хотелось вытянуть руку и дотронуться до каждого клейкого зелёного листика. Ох. как будут пахнуть руки! II пальцы слипнутся вместе — не отдерёшь друг от друга...
Я вышла на улицу. Небо надомной было быстрое. Куда-то спешили по нему облака, и ужасно громко чирикали на деревьях воробьи, и на лавочке грелась большая пушистая кошка, и было так хорошо, что весна!
И. Пивоварова
2.  Запишите текст по памяти, используя выписанные словосочетания в качестве опорных.
Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают признак не прямо, как качественные прилагательные, а через отношение к друголгу предмет)' или явлению (серебряное кольцо — сделанное из серебра), либо обозначают пространственные, временные признаки (утренняя свежесть, городской парк).
1.  Замените словосочетание существительное - существительное словосочетанием существительное - прилагательное. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы прилагательные.
2.  К какому разряду относятся эти прилагательные?
Образец. Школа в селе — сельская школа.
Музей в школе: больница в селе; центр для торговли; зона для парка, стоянка для автомобилей; комплекс для занятий спортом; магазин для продажи овощей; рынок для продажи продуктов.
3.  Докажите, что относительные прилагательные обозначают прівнак через отношение к другому предмету или явлению (устно).
1.  Спишите предложения, ставя прилагательные в нужную форму. Выделите окончания притягательных и существительных. Графически объясните их правописание.
2.  Укажите разряд прилагательных. Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.
1. Было (ранний) утро (Ю. Ояеша). 2. В (синий)       календарь неб., летали (маленький) птички (А, Шарое). 3. Я за-          корабль
черкнул в календаре (завтрашний) клеточку (В.Драгунский). 4. Во мрак., заметались (летучий) мыши (В. Губарев). 5. Наступила (поздний) осень. 6. Айсберг — опасный сосед для корабля, особенно в (летний) пору (Л. Некрасов). 7. Лора была в (соседний) комнат.. (В. Каверин). 8. Он спал в (летний) половин., дома (В. Белов).
3.  Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор выделенных слов. Как называется этот способ образования слов?
4.  Объясните значение слова айсберг. Какой способ толкования слова вы использовали?
1.  Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
2.  Укажите разряд прилагательных. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы притяжательные прилагательные.
1.  Шуба была лися  в..р..тник конечно б..бровый  (Д. Гранин).
2. Мордо..ка у него была лися И был он в задумчивости (Л. Улицкая).
3. Шаблннскнй пр.возил из командировок утиные яйца вяленую рыбу ж-.вых поросят (С.Довлатов). 4. На олен.лгх рогах в..сели береты с орлиными пер..ями (М.Булгаков).
3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
Сочинение
Напишите небольшое сочинение по данному вступлению и заключению, дополняя текст 2-3 предложениями с примерами характерных признаков животных.
Каждый человек своим поведением напоминает какое-нибудь животное. Один мудрый, как сова. Другой быстрый, как гепард.............
А я хочу, чтобы меня можно было сравнить с.... потому что....
Проверьте свои знания
Запишите морфологические признаки, которые вы можете определить у данных прилагательных (см. с. 95).
К птичьему (гнезду) — .... С солнечным (лучом) — .... О лесной (избушке) — ... .
"Четвертый лишний"
1. Морозный, городской, редкий, красный.
2. Октябрьский, хлебный, бабушкин, яблочный.
3. Рысий, собачий, волчий, дядин.
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Дождь перестал. С неба ух..дилн последи.. тучи и лес ежеминутно м.-нял своё осв-.щение: то становился ярко-з..лёным от солнечных лучей то моментально т.лшел. II миллионы капелек на ветвях на с.сновых иголках на цветах то вспыхивали, как алмазы, то уп.сали. II птичий щебет то ум..лкал то раздавался с новой силой. Потом вдруг всё зазеленело зацвенькало засверкало и к нам в лес пришло ослепительное жаркое утро.
П.Дик

Имя прилагательное общее значение, морфологические признаки. Роль в предложении