укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Написание ни нн в суффиксах прилагательных
11:57
Написание ни нн в суффиксах прилагательных

Написание ни нн в суффиксах прилагательных

1.  Выпишите в один столбик имена прилагательные, в которых пишется две буквы н. во второй — слова, в которых пишется одна н. Выделите в этих прилагательных суффиксы, с помощью которых они образованы.
2.  Сделайте вывод: в каких суффиксах имён прилагательных пишется нн, в каких — н?
3.  Какое значение придают прилагательным суффиксы -он-, -ян-, -мн-?
Мужественный, торжественный, естественный, глиняный, песчаный, льняной, традиционный, авиационный, порционный, соловьиный, гусиный, пчелиный.
4.  С верьте свои выводы с правилом. Какая дополнительная информация содержится в правиле? Предложите свой вариант формулировки названия параграфа.
Старина, телефон, былина, машина, длина, корзина, стадион, гортань, целина, истина, картон, туман.
Диктант по памяти
Выучите загадку, запишите её по памяти Объясните написание нн в прилагательных.
Поля стеклянные. Межи деревянные. Ручки оловянные. (Окно.) 
Спгашггесловосочетання вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки Обозначьте изученные орфограммы. Укажите разряд прилагательных.
Естестве-.oe (не) терпение, (не) полный пенсио-ый стаж...(не) широкий песча..ый береж..к. (не) свежий ржа..ой калач... (не) яркий шерстяной плащ... (не) обычная горта..ая речь, (не) яркий лу..ый свет, (не) большая стекля..ая веранда.
1. Продолжите данные в упражнении примеры 3-4 примерами слов, которые оканчиваются на указанные сочетания морфем. Примеры запишите. Подчеркните сочетание морфем по образцу.
2. Самостоятельно сделайте вывод: сколько н пишется в словах с сочетаниями -ственный, -онный на конце слова?
1. Спишите словоссчетання. вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
2. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы относительные и притяжательные прилагательные. Укажите разряд прилагательных.
3. Обозначьте орфограммы «к и нн в суффиксах прилагательных*, «о—ё после шипящих*, *ь после шипящих».
Кожаный (отн.) плащ. льня..ая вещ.. , шерстя..ое кашне. песча..ый береж.ж. калач.. ржа..ой свеж.. . глиня„ын горш„к. шерстя..ой плащ.. . мыши„ый ш..рох. кури..ый фарш.. , сенсашю..ый репортаж.. . ряд ремесле..ых училищ.. . бессс.ая ноч.. . стари..ый сундуч..к. колюч., ёж.. . холш-.Бая рубаш..нка.
4. Укажите заимствованные слова. Найдите несклоняемое существительное.
Изложение
1. Прочитайте текст. Какие виды речи сочетаются в нем? Почему мама никогда не оставляла детей дома одних? Обоснуйте своё мнение.
2. Запишите диалог в виде косвенной речи. Выпишите прилагательные с орфограммой *н и нн в суффиксах прилагательных». Графически объясните написание суффиксов.
3. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных. Завершите текст своими предположениями о том. как могли развиваться события дальше.
4. Обозначьте изученные орфограммы.
Нас у родителей двое — я и моя сестра Галя. Мама никогда не оставляет нас дома одних, потому что тогда я обязательно что-нибудь придумаю и сделаю Галю соучастницей.
Совсем недавно я был назначен вратарём классной футбольной команды и вот решил перед игрой потренироваться в броске. Я начал прыгать на тахту.
— А ты всё равно зря тренируешься. — сказала Галя.
— Почему же? — осторожно спросил я.
— А потому, что с маленьким ростом не берут на вратарей.
— Не возьмут, говоришь? Три ха-ха! Много ты в этом понимаешь! Посмотрела бы на мою прыгучесть!
Я со всего размаха бросился на тахту, но прыгнул без расчёта и больно ударился.
Галя расхохоталась, а я предложил ей:
— Хочешь.я устрою ворота.а ты возьми мячи попробуй забить мне гол.
И вот я стат между старинными каминными часами и подушкой и. надев налокотники и наколенники, пружинил ноги, чтобы вовремя сделать бросок.
Галя приготовилась и...
Удар! Я падаю и ловлю мяч. Снова удар! II снова мяч оказывается у меня в руках!
Гале охота забить гол. а я. не жалея ни рук. ни ног. падаю на пол и ловлю мяч.
Но вот я отбиваю мяч. и он летит прямо на письменный стол, опрокидывает чернильницу и. точно ему этого мало, несколько раз подпрыгивает на чернильной луже. II тут же на маминой юбке появляется большое фиолетовое пятно...
По В. Железникову
Проверьте свои знания 
Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, не. Графически объясните выбор написания. Расставьте знаки препинания.
2. Укажите разряд имён прилагательных.
1. Комната была ..интересной. Можно было ухолить
если бы не стра..ын платя..ой шкаф. Он был похож на телефо.ую будку. Но вместо телефо..ого аппарата в шкафу была приборная панель. Коля нажал на ручку стекля..он двери и она повернулась (Кир Булычёв).
2. Никита со6..рал спичечные коробки и делал из них ..большие автомобили и лодки. К ..счастью ..прочные лодки быстро раскисали в воде. И это было главным ..достатком игрушечных лодок из спичечных коробок (А. Толстой).
3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

Написание не с качественными прилагательными