укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Написание сложных имён прилагательных слитно и через дефис
12:04
Написание сложных имён прилагательных слитно и через дефис

Написание сложных имён прилагательных слитно и через дефис

Анализ теоретического материала
1. Сопоставьте данные в упражнении примеры образования сложных прилагательных и самостоятельно сделайте вывод: при каком условии сложные прилагательные пишутся слитно, при каком — через дефис?
1. Молочно-мясная порода - порода и мясная, и молочная; мясопродукты — продукты из мяса;
2. Горно-лесистая местность — местность и горная, и лесистая; горноспасатели — спасенне в горах.
3. Научно-познавательная литература — литература и научная. и познавательная; естественнонаучный — естественные науки.
4. Машинно-тракторный парк - место размещения и машин. и тракторов; машиностроительный завод - завод, производящий машины.
2. Сравните свои наблюдения с теоретическим материалом. Предложите последовательность рассуждений для различения слитного и дефисного написания прилагательных.
Спишите словосочетания. Запишите к каждому прилагательному в скобках словосочетание, от которого оно произошло. Графически объясните выбор написания сложных слов.
Образец. Фруктохранилище (хранилище фруктов), фруктово-ягодный сок (соки из фруктов и из ягод).
Зимнестойкий сорт, зимне-весенний период, водно-солевой раствор, водоочистительные сооружения, водноспортивный комплекс, картофеле)'борочная машина, кисломолочные продукты, медно-красный оттенок, меднолитейный цех. вечнозетёный кустарник, многолетние травы.
Словообразовательная работа
1. Составьте из данныхсловосочетаншг сложные прилагательные. Запишите их. графически объясняя написание.
1.  Раствор воды п соли. Путь транспорта по воде. 2. Авиация военная и морская. Служащий военный. 3. Лепо и вагонное, и паровозное. Цех для ремонта вагонов. 4. Оттенок и жёлтый, и красный. Светлые волосы. 5. Машина для уборки овощей. Склад для овощей и фруктов.
2. Сделайте морфологический разбор выделенного слова 292
Спишите словосочетания, раскрывая скобки.
(Газетно)журнальный киоск; (жаро)поннжающее лекарство; (информационно)рекламнын щит; (офіциально)деловой стиль; (пло-до)консервный комбинат; (поздне)спелый сорт; (овощеперерабатывающий цех; (почтово)телеграфная связь; (садово)огородные культуры; (железно)дорожный транспорт; (посудо)моечный аппарат; (зеленоглазый прохожий; (крупно)блочное строительство; (общедоступная информация; (быстроходный катер.
Запишите примеры сложных слов, включающих указанную часть слова.
древне-: древнегреческий.....
светло-: светло-красный, .... 
бледно-: бледно -сиреневый ... .
темно-: тёмно-зелёный.....
юго-. северо-: юго-запад,....
высоко: высокоточный.....
научно: научно-популярный. ... .
Словообразовательная работа
Составьте из данных пар слов сложные слова. Запишите их.
Много, этаж; сено, коси; мыло, варить; круглый, лицо; чёрный, глаз; семь, струна; рыба, ловить; два. час; шёлк, прясть; зерно, сушить; сталь, варить; и газетный, и журнальный; и выпуклый, и вогнутый; и кислый, и сладкий: хранилище овощей; убирающий зерно; дом. сидеть; гром, отводить.
Спишите слова, дописывая концовки прилагательных -скгш, -икий. Выделите корни. Подчеркните соединительные гласные о, е.
Шёлкотка.. . ковротка.. . среднеазнат.. . древнерус. , велнкосвет.. . старосвет... древнеегипет... добрососед.. . общезавод... новогрече...
1. Для обозначения внешних признаков человека сконструируйте сложные слова, оканчивающиеся на: -плечий, -лгщый, -скулый, -глазый, -бровый, -носый, -щёкий.
2. Составьте шесть предложений с образованными словами. 
Образуйте от данных слов сложные по образцу.
Добрый — добрый-предобрый, хорошенький, забавный, спокойный, весёлый, милый.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, дефисы (где нужно). Выделите в словах корни Объясните написание сложных слов. Обозначьте орфограммы: *н и нн в суффиксах*, -о—є посте шипящих*.
Весе.лій лист..пал. натренпрова..ый горн..лыжник, мужестве..ый зме.лов. государственен телевидение. нскусстве..ые вод..рослн. раз-рекламирова..ый кинофестивать. традишю..ая вел-.гонка. седобородый старич.-К, зеленоглазая девч..нка. круглолицый мальч..нка. быстр..глазый НОВПЧ..К. розов..щёкий малыш. утре..яя тренировка горн., лыжника,
Диктант по памяти
1 Прочитайте текст. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднение.
2.Запишите текст, диктуемый по 2-3 предложения, по памяти.
3.Проверьте свою работу, сверяя её с напечатанным текстом.
Когда-то для детско-школьного моего слуха слово «небоскрёб»
было странным. Я сразу понял, из каких частей оно состоит. Из слов — -небо» и -скрести». Это как овощерезка, картофелечистка или дырокол. Я видел небоскребы только в кино.
Когда-то в нашем городе построили гостиницу в двадцать два этажа. Она обогнала по росту старенькие шест над цат нэтажки. Многие горожане сразу стали называть новую гостиницу «небоскрёбом». Узкое это здание блестело большими зеркальными окнами, сверкало стальными рамами и углами. Вот только высотой было всего двадцать два этажа. Поэтому городские жители произносили слово "небоскрёб» иронично, шутейно и всегда вставляли перед словом -небоскрёб» слово -наш».
По Е. Гришкощу
4. Выразите смысл выделенного предложения своими словами в нескольких вариантах. Составленные варианты предложения запишите.
Проверьте свои знания 
Завершите высказывание.
1. Если прилагательное образовано от словосочетания, то ....
2. Если прилагательное образовано от нескольких слов, которые не зависят друг от друга, то....
"Четвёртый лишний"
1.  (Творожно)ягодный. (стале)литейный. (пурпурно)розовый, (шоколадно)ореховый.
2.  (Грязе)лечебный. (лако)красочный. (садово)огородный. (седо) бород ый.
1.  Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
1.  Стояла (тёмная) пр..тёмная ночь и (тихо) пр.лихо было вокруг (Е.Шеарц). 2. Бульдозеры снесли старые дома и теперь там орудуют длин.-рукпе краны (Е. Велтпистпое). 3. Часы в доме пробили восемь раз. и в ту же минуту в (вечно) зелёном лесу зазвенели бубенчики (Е.Шеарц). 4. Прутики покрылись маленькими (светло) лиловыми цветами которые похожи на фиалки (КирБулычое). 5. Мой попут.чик с завистью смотрел на парня в (линяло) красной майке который своими пр..баутками ст..нул к машине (пол) базара (Е. Носов). 6. Все морские вод..мерки хищники (А. Чижевский).
2.  Сделайте морфологический разбор выделенного прилагательного.

Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных