укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Определительные и указательные местоимения
12:35
Определительные и указательные местоимения

Определительные и указательные местоимения

Используя материалы схемы на с. 154. расскажите об определительных местоимениях. Сравните свой ответ с теоретическим материалом параграфа.
Определительные местоимения указывают на признак предмета: сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый.
Они изменяются по родам, падежам и числам: любая, всякой, всей, ином, другие, сама.
В предложении определительные местоимения обычно бывают определениями.
1. Спишите прехіоженіи. Подчеркните определительные местоимения как члены предложения. Обозначьте их род. число, падеж.
1. Всем хотелось быстрее попасть в вагон (В. Астафьев). 2. Рыбаки сами составили песню из названий здешних станций (В. Астафьев). 3. Всякий, кто вообще делает что-то толковое, несёт ответственность (Л. Улиикая). 4. При шуме каждого мимо ехавшего экипажа я подбегал к окну (Л, Толстой). 5. Поезд с одного кониа вбегает, а с другого выбегает — и уж на другом берегу (Б. Житков).
2. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.
1. Прочігтайте друг другу вслух склонение местоимений сам (сама), самый. Обратите внимание на постановку ударения в местоимениях сам (сама) в косвенных падежах.
2. Предложите способ проверки окончаний местоимений сам и самый в косвенных падежах.
Им.п.    сам        (сама)        самый
Р. п.    самого        (самой)        самого
Д. п.    самому        (самой)        самому
В. п.    сам,самого     (саму)        самый самого
Тв.п.    самим         (самой)        самым
П. п.    о самом        (самий)        о самом
Восстановление предложений
1. Спишите предложения, вставляя нужную форму местоимений сом или самый, пользуясь материалом для справок.
2.  Укажите рол. число и падеж местоимений.
1. Сегодня не было моего... любимого урока. 2. Конкурс понравился не только участникам, но и ... организаторам. 3. Новый год является для меня ... любимым праздником. 4. Я долго буду вспоминать о ... лучшем лете в своей жизни. 5. ... жюри было выбрано два победителя
6. Для хорошего настроения нам хватало ... праздничной атмосферы.
7. Сегодня я иду на день рождения к ... лучшей подруге.
Для справок: самым, самой, самого, самим, сімом, самим, самой. 
1. Образуйте все степени сравнения с прилагательными вкусный, опасный, прекрасный. В образовании какой формы сравнительной степени используется определігтельное местоимение?
(Образец. Счастливый — счастливее, более счастливый, счастливейший, самый счастливый.
2. Составьте три предложения, используя составную превосходную степень прилагательных.
1.  Восстановите словосочетания, раскрывая скобки и ставя определительное местоимение в нужную форму рода, числа, падежа.
(Весь) дня. (весь) школа, (всякий) мелочь, (сам) директором, (самый) увлекательной игре, (любой) способом, (другой) занятиям.
2. Составьте с этими словосочетаниями предложения и запишите их. Указательные местоимения
1. Используя материалы схемы на с. 154. расскажите, что вам известно об указательных местоимениях. Сравните свой ответ с теоретическим материалом параграфа.
Указательные местоимения указывают на определённые предметы, их признаки, количество: mom, этот, такой, такое, столько.
Указательные местоимения тот, этот, такой изменяются по родам, падежам, числам, а местоимение таков — по родам и
числам.
2. Представьте, что вы хотите попросить кого-то передать вам ручку, которая лежит далеко от вас. поставить на место стул, не называя при этом сам предмет. Как вы это сделаете?
1. Восстановите словосочетания, раскрывая скобки, употребляя указательные местоимения тот. этот в нужной форме рода и числа.
1. (Тот) яблоко, (этот) конфеты, (тот) книга, (тот) фильм, (тот) воспоминания, (этот) ошибка, (этот) приключение, (тот) платье.
2. (Тот) картофель, (этот) собака, (тот) роспись, (тот) птица, (этот) ярмарка, (этот) продажа, (этот) мебель, (тот) чернила.
3. (Тот) кенгуру, (этот) кафе, (этот) такси, (тот) салями, (тот) пони, (тот) пальто.
2. Составьте три предложения с любыми словосочетаниями.
1. Рассмотрите примеры и определите, в чём особенность употребления местоимении тот, этот в предложном падеже.
Об этом — о том; об этой — о той: об этих — о тех.
2.  Составьте два варианта словосочетания с существительными в предложном падеже, присоединяя к ним указательные местоимения тот, этот. Запишите их по образцу.
Образец. Сказка — об этой сказке, о той сказке.
Фильм, путешествие, патьто. шампунь, игры. часы, качели, степь, боль, посуда.
Указательное местоимение столько склоняется так же. как вопросительное местоимение сколько (см. с. 165)
1. Просклоняйте местоимение столько в форме единственного и множественного числа со словом книги. Поставьте в местоимении ударение.
2. Составьте словосочетания со следующими существительными, присоединяя к ним местоимение столько в нужной форме падежа.
Яблоки, стулья, грузчики, вещи, ошибки.
3. Составьте предложения с некоторыми словосочетаниями.
Диктант по памяти
1  Прочитайте текст -Может ли вода взорвать дом?* Определите его тип и стиль речи. Озаглавьте текст.
2. Выпишите 10 любых слов, написание которых вызывает у вас затруднения.
3. Запишите диктуемый по 2-3 предложения текст по памяти.
4. Найдите в тексте местоимения. Укажите их разряд.
5. Проверьте свою работу, сверяя её с напечатанным текстом.
Был случай, когда вола взорвала целый лом в пять этажей. В этом здании находилась фабрика. В самом нижнем этаже в большую печку был встроен огромный котёл. Воды в нём помешаюсь столько же. сколько в небольшом пруду. Когда печку топили, вода в этом котле кипела, а пар шёл по трубе в паровую машину.
Один раз машинист забыл подкачать вовремя воду. В котле воды осталось совсем мато. Стенки котла раскатились. Когда машинист пустил в котёл воду, она вся превратилась в пар. Котёл не выдержат и лопнул.
Вот какая страшная вещь водяной пар!
Почему трещат дрова в печке? Их взрывает вода. Совсем сухих дров не бывает, в них всегда есть вода. От такого сильного жара вода превращается в пар И с треском разрывает волокна дерева.
По М. Ильину
Проверьте свои знания 
Четвёртый лишний
1. Любой, весь, такой, каждый.
2. Тот. эта. всякий, столько.
1. Составьте словосочетания местоимение - существительное, включая в них все определительные и указательные местоимения. Запишите словосочетания в форме косвенных падежей.
2. Укажите род. число, падеж местоимений.

Отрицательные местоимения. Не и ни в отрицательных местоимения