Русский язык 2 класс. Урок 11. Буква л. Обозначение буквой я звука [а] в ударном слоге и звука [и] в первом предударном слогеЦель: познакомить учащихся с различными звуковыми значениями буквы я; учить применять теоретические знания на практике; развивать речь, умение анализировать и сопоставлять; воспитывать интерес к изучению русского языка. Оборудование: слоговые карточки. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Прозвенел звонок для нас — Все зашли спокойно в класс. Встали осе у парт красиво, Поздоровались учтиво. II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Проверка домашнего задания Чтение составленных предложений с пояснением знаков препинания. Я могу вязать. Сама связала для брата голубой шарф. Мама рада. Вот так работа! 2. Речевая разминка Зарядка для язычка • «Прогулка» —рот открыть и шевелить язычком. • «Улыбка» — губы растянуты в улыбке. • «Качели» — язык вверх и вниз к губам. • «Киска сердится» — выгнуть язык. Скороговорка Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы. 3. Каллиграфическая минутка Написание буквы Яя, слов мяч, мясо, пятка, прямо. III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Ребята, на уроке мы продолжим работу над звуками и буквами; будем учиться делить слова на слоги, составлять предложения, развивать умение работать над текстом и обогащать речь новыми словами. IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Игра «Закрой ворота» Дети ставят локти на парту, изображая открытые ворота, в которых одни звуки пропускаются, а другие — нет. — Я буду называть слова, а вы должны шёпотом назвать первый звук в слове. Если первый звук гласный — «захлопнуть ворота» и доказать свой выбор. (Аист. мост. сом. ива. апельсин) — Посмотрите па запись на доске. — Какие буквы здесь написаны? (а. о. у. и, ы, э, я) — На какие две группы можно их разделить? 1) а, о, у, ы,э. 2) и, я. — Почему? (Буквы первой группы всегда стоят после твёрдых согласных; второй — обозначают мягкость предыдущего согласного.) 2. Закрепление умения читать слоги с гласными а, я Чтение двубуквенных слогов на слоговых карточках: .на. мя, ла. ля, ра, ря, на, ня, са, ся, ва, вя, ка, кя. Как они делят свои «обязанности»? Буква а и буква я Нам нужны для звука [а]. Физкультминутка V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Звуковой анализ слова Утята
2. Игра «Что изменилось?»
и а о м я и а о р я я а о р и 3. Игра «Л или Я?» — Прочитайте слова. Лягушата, котята, поросята, лисята, волчата, телята, медвежата, козлята. — Сколько раз встречается буква а, а сколько — буква я? — На какие две группы можно разделить слова? ( Лягушата, лисята, волчата — это детеныши диких животных; котята, поросята, телята, козлята — это детёныши домашних животных.) — Ребята, как животные готовятся встретить зиму? — Как помочь диким животным легче перезимовать? — Как необходимо относиться к животным? — Как за ними нужно ухаживать? 4. Работа по учебнику (с 24) — Что вязала бабушка? Для кого? — Что попросила Оля у бабушки? Для чего? — Что ответила бабушка внучке? 5. Сопоставление построения предложений в русском и украинском языках VI. ИТОГ УРОКА — Что нового узнали на уроке? — Какую роль выполняет буква я в словах после согласного? — Какие звуки может обозначать буква я? VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 24. Выучить скороговорку. Записать её по памяти.
|