укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2013 » Листопад » 6 » Русский язык 2 класс. Урок 13. Буквы ч, щ, звуки [ч], [пГ]. Сочетание ча — ща, чу — щу. Правописание слов с этими буквосочетаниями
17:43
Русский язык 2 класс. Урок 13. Буквы ч, щ, звуки [ч], [пГ]. Сочетание ча — ща, чу — щу. Правописание слов с этими буквосочетаниями

Русский язык 2 класс. Урок 13. Буквы ч, щ, звуки [ч], [пГ]. Сочетание ча — ща, чу — щу. Правописание слов с этими буквосочетаниями

Цель: познакомить учащихся с артикуляцией и особенностями произношения звуков в русском языке; развивать речь учащихся; формировать навыки написания сочетаний ча — ща, чу — щу, развивать умение определять в словах орфограммы, проверять написанное; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: иллюстрации к сказке; слоги к кроссворду; аудиозапись сказки.

Ход урока
I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.     Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова в соответствии с правилами русской орфоэпии.
— Назовите вставленные буквы.
2.     Речевая разминка
— Вспомним скороговорки на украинском языке!
*   В чаплі чорні черевички. Чапля чапа до водички.
*   У лузі журакліік щипяксобі іцанлик.
Купіть йому горщик — він зварить вам борщик.
—  Обратите внимание, что звук [ч] в украинском языке всегда твёрдый, а звуки [шч] произносятся слитно и на письме обозначаются буквой щ.
— Для сравнения повторите за мной скороговорку на русском языке. Щеночкам щёточками чистили щёчки.
— Как произносятся звуки, обозначаемые буквами ч, щ?
3.     Минутка каллиграфии (по выбору учителя)
III.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
—  Сегодня мы продолжим знакомство с особенностями произношения согласных звуков. Познакомимся со словами, близкими по значению. Познакомимся с русской народной сказкой «По щучьему веленью».
IV.    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.     Словарная работа
— Запишите слова из рамочки (с. 28), запомните их написание.
— Найдите слово, похожее по значению на слово опять. (Снова)
—  Вспомните скороговорку. Какой вывод мы сделаем? Как произносятся звуки [ч], [ЯР]?
— Рассмотрите рисунки на с. 28.
— Какие слова там зашифрованы?
— Какую характеристику вы можете дать первому звуку в этих словах? Вывод: звуки [ч], [ш'] произносятся мягко в отличие от украинского языка.
2.     Игра «Узнай слово»
О-.ки, ру..ка, по..та, ро..а, ..ашка.
Вывод: буква ч в русском языке, в отличие от украинского, всегда обозначает мягкий звук [ч], а буква щ — всегда долгий мягкий звук [ІЇГ].
3.     Игра «Эхо»
—  Произнесите за мной слова, написанные под рисунком. Будьте внимательны: написание и произношение слов в русском языке различно.
— Эти слова вы будете слышать в сказке.
—  Обратите внимание на буквосочетания ча — ща, чу — щу. Поскольку звуки [ч], [ш'] всегда мягкие, то нет необходимости обозначать на письме их мягкость буквами ю и я.
Вывод: нужно запомнить, что буквосочетания ча ща пишутся с буквой а, чу — Щу — с буквой у.
Физкультминутка
V.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.     Работа по учебнику (с 28)
—  Вставьте слова из скобок, спишите предложения, прочитайте и проверьте написанное. Назовите слова с выученной орфограммой.
2.     Разгадывание кроссворда
—  Разгадайте кроссворд, используя данные слоги. В каких слогах спряталась орфограмма?
3.     Развитие умения слушать. Работа над русской народной сказкой «По щучьему велению» [см. приложение на с. 13-14,34,42,50)
— Назовите героев сказки.
— Как звали главного героя?
— Кого поймал Емеля?
— Чему вас учит сказка?
VI.   ИТОГ УРОКА
— Прочитайте запись на доске, исправьте ошибки. Волчята, щюка, чюдо.
— Какой орфограммой пользовались, чтобы исправить ошибки?
VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 29. Спишите слова. С одним из слов составьте и запишите предложение.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 13

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ

Жил-был старик. У ного было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не знает.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки:
— Неохота...
—  Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеётся:
—  На что ты мне пригодишься?  И'":',  понесу тебя домой, велю невестках уху сварить. Будет уха сладкая.Щука взмолилась опять:
—  Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
—  Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... Щука ему говорит:
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью. По моему хотенью.
Емеля и говорит:
— По щучьему неленью. По моему хотенью — Ступайте, ведра, сами домой...
Только сказал — вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за вёдрами.
Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается... Зашли вёдра в избу, стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
— Емеля, что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.
— Неохота.
—  Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
— По щучьему веленью. По моему хотенью — Поди, топор, наколи дров,
А дрова — сами в избу ступайте И в печь кладитесь...
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки:
— Да вы-го на что?
— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
— Мне неохота...
— Ну не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в саии:
— Бабы, отворяйте ворота! Невестки ему говорят:
— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
—  Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — Ступайте, сани, в лес...
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
— По щучьему веленью. По моему хотенью —
Топор, наруби дровишек посуше,
А вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся, а верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
— По щучьему веленью. По моему хотенью — Поезжайте, сани, домой...
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а тал: ого уж дожидаются. Ухватили Емслю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
— По щучьему веленью. По моему хотенью —
Ну-ка, дубинка, обломай им бока...
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
— Ты — дурак Емеля? А он с печки:
— А тебе на что?
— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
— А м не неохота...
Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
— Но щучьему веленью. По моему хотенью — Дубника, обломай ему бока...
Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого наибольшего вельможу:
—  Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму. Накупил наибольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал
в ту деревню, вошёл в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
—  Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он всё сделает, что попросишь.
Наибольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Бмеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Мне и тут тепло...
— Емеля, Емсля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— Л ы не неохота...
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги. Еыеля подумал-подумал:
— Ну ладно, ступай ты вперёд, а я за тобой вслед буду. Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит:
— По щучьему веленью. По моему хотенью — Ну-ка, печь, поезжай к царю...
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:
— Это что за чудо? Наибольший вельможа ему отвечает:
— А это Емеля на печи к тебе едет. Вышел царь на крыльцо:
— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
— А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидел её в окошке и говорит потихоньку:
— По щучьему веленью. По моему хотенью —
Пускай царская дочь меня полюбит...
И сказал ещё:
— Ступай, печь, домой...
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и опять говорит наибольшему вельможе:
— Ступай, приведи ко мне Емелю, живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил наибольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошёл в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лёг спать.
Вельможа положил его в повозку и повёз к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В неё посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
— Где же это я? А ему отвечают:
—  Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
— А ты кто?
— Я — Марья-царевна. Емеля говорит:
— По щучьему веленью. По моему хотенью —
Ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на жёлтый песок...
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на жёлтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из неё.
— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
— Л мне неохота...
Тут она стала его ещё пуще просить, он и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью —
Выстройся, каменный дворец с золотой крышей...
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зелёный сад: цветы цветут и птицы ноют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать? Тут Емеля недолго думал:
По щучьему веленью. По моему хотенью — Стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил? И послал узнать-спросить: кто такие?
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:
— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьёт и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
—  А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе па печи, а ты велел со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — всё твоё царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
—  Женись на моей дочери, Емелюшка, бери моё царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!