08:36 Русский язык 2 класс. Урок 16. Буквы б, в, г, д,ж,зв конце слова. Произношение звонких согласных в конце слова. Составление словосочетаний | |
Русский язык 2 класс. Урок 16. Буквы б, в, г, д,ж,зв конце слова. Произношение звонких согласных в конце слова. Составление словосочетанийЦель: актуализировать знания учащихся о звуках речи: познакомить их с парными согласными звуками и правилами орфоэпии, с ними связанными; учить правильно читать парные согласные в разных позициях; обратить внимание на единообразие в написании слов с парными согласными в разных позициях; развивать фонематический слух, навыки звукового анализа, внимание; воспитывать трудолюбие. Оборудование: карточки для звукового анализа; предметные рисунки. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова, поставьте вопросы к ним. 2. Речевая разминка — Повторите загадку за мной. Отгадайте её. Выучите наизусть. • Ела, ела дуб, дуб. Потеряла зуб, зуб. — В чём отличие при написании и произношении слов загадки? 3. Минутка каллиграфии {по выбору учителя) 4. Звуковая мозаика — Соберите слово из звуков. [з],[у],[б],[ы]— зубы [к], [а], [р], [а], [н], [д], [а], [ш], [ы] — карандаши [п], [л], [а], [д], |ы] — плоды — Назовите первые звуки слов. Что можете о них рассказать? (Они согласные, твёрдые, звук [з] — звонкий, звуки [п] и [к] — глухие.) — Какие ещё бывают в речи звуки, кроме согласных? — Чем они отличаются? — Назовите гласные звуки в словах зубы, карандаши. 5. Работа со звуковыми моделями. Характеристика звуков — Кто это? {На рисунках — чайка, чашка.) — Чем похожи эти слова? — А чем отличаются? — Произнесите звуки [й] и [ш]. Что можете о них рассказать? Комментарии: учитель обращает внимание на разницу в образовании звуков [й] и [ш] (звонкого и глухого). III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Сегодня вы узнаете о том, как могут дружить гласные и звонкие согласные, узнаете, как они произносятся и пишутся в русском языке, как становятся глухими согласными, если уходят гласные звуки. IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Составление слов из слогов, сравнительный анализ — Соберите украинские слова. би, зу, сно, пн, мо, ро, зи, каз, ки. (Зуби, снопи, морози, казки) — Сколько предметов обозначают эти слова? — Измените их так, чтобы они обозначали один предмет. Зуб, сніп, мороз, казка. — Прочитайте их по-украински. Четко произнесите последний звук. Что заметили? (Как написано, так и читаем.) — Прочитайте, как произносятся эти слова по-русски. Учитель открывает транскрипцию слов на карточках, [зуп], [сноп], [марос], [скаска]. — Расскажите, что заметили. 2. Сообщение учителя — В русском языке, как и в украинском, существуют согласные, парные по звонкости — глухости: [б — п], [в — ф], [г — к], [з — с], [ж — ш], [д — т]. — Произнесите эти пары. Что заметили? (Речевой аппарат работает одинаково, только у звонких согласных голос і шум, а у глухих — только шум.) — В русском языке эти согласные настолько сдружились, что в некоторых позициях превращаются друг в друга. — Обратите ещё раз внимание на слова. — В какой позиции происходит замена? Физкультминутка V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа по учебнику (с. 34-35) — Рассмотрите рисунок. Какие звуки победили? — Назовите звуки, которые не могут стоять в конце слова. — Сколько их? — Прочитайте пары слов. — Какие звуки произносим в конце слова? — Это глухие мл: звонкие согласные? — Прочитайте, чем закончилась война звуков. Дополните (с. 35). — Прочитайте слова. Когда звонкие звуки возвращаются в строй? — Правильно, когда на помощь приходят гласные звуки. 2. Составление сочетаний слов по схеме, запись в тетрадь Глаз — глаза, рукав — рукава, уж — ужа, слог — слога. VI. ИТОГ УРОКА — Повторите загадку. Назовите звуки, которые победили в конце слов. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 35. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы г. з. б. д. ж. | |