загрузка...
         
Головна » 2013 » Листопад » 7 » Русский язык 2 класс. Урок 21. Буква Ы, звук [ы]. Сопоставление написания слов с буквой ы в русском и буквой и в украинском языках
08:47
Русский язык 2 класс. Урок 21. Буква Ы, звук [ы]. Сопоставление написания слов с буквой ы в русском и буквой и в украинском языках

Русский язык 2 класс. Урок 21. Буква Ы, звук [ы]. Сопоставление написания слов с буквой ы в русском и буквой и в украинском языках

Цель: познакомить учащихся со звуком [ы] и буквой ы; развивать фонематический слух, наблюдательность, память; познакомить с понятием «слова — признаки предметов»; учить различать слова — предметы и слова — признаки; воспитывать прилежание, ответственное отношение к учёбе.
Оборудование: фишки-«звуковички»; шуточное изображение буквы ы; таблица «Алфавит».

Ход урока
I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.     Проверка домашнего задания
Слушание составленных учащимися диалогов (порисунку на с. 42).
2.     Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)
III.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
—  Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает, будем учиться правильно произносить и писать слова.
IV.   ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ МАТЕРИАЛА
— Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка.
—  Молодцы, действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нём сказать? Есть ли такой звук в украинском языке? Гласный он или согласный? Докажите.
— Протянем звук [ы]. (ы ы ы)
— Пропоём его. (ыыы ы-ыы..)
На доске — схемы-"звуковички".
—  Каким «звуковичком» можно обозначить звук [ы|? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)
— А как обозначается этот звук на письме в украинском языке (Буквой «И»)
—  Как её можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)
Выставляется табличка с шуточным изображением буквы ы в виде старухи с клюкой.
А вот шагает буква Ы, Бел Ы не выучитесь вы. И бедняжка буква Ы Бродите палочкой, увы.
А. Шибаев
На доске на «звуковичок» учитель выставляет печатную букву ы.
— Вот в таком виде вы встретите букву в учебниках и книгах. На доске — таблица с буквой ы — печатной и рукописной.
—  Назовите буквы, изображённые на таблице. Чем они отличаются? (Печатная и рукописная)
На доске — таблица «Алфавит».
— Найдите место буквы ы в алфавите. Покажите.
Тыр-пыр, восемь дыр, В каждой дырке — целый мир, В каждом мире — вкусный сыр, В каждом сыре — восемь дыр.
— В каких словах этого весёлого стихотворения вы услышали звук [ы]?
—  Ребята, а вы знаете слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать их, поясняя, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
Дети приводят примеры слов.
— Ребята, сделайте вывод, где в слове может стоять звук [ы]. Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.
Мы услыхали от совы, 
Что нету слов на букву ы.
—  Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова — умная, мудрая птица; учёная.)
Физкультминутка
V.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.     Работа в тетрадях
Прописывание буквы ы, слогов и слов с ней. ы   бы   вы   ыл   ыс   ып   ты   мы   дым   дубы   грозы   был
2.     Работа по учебнику
1)     Чтение слогов с буквой «ы».
2)     Чтение слов — признаков с буквой «ы».
— На какой вопрос отвечают эти слова?
3)     Сравнение написания буквы «ы/и» в русском и украинском языках (по таблице).
4)     Списывание слов (с. 44).
Дуб — дубы, куст — кусты, холод — холодный, мороз — морозный.
— Что обозначают первые слова каждой пары?
— Что обозначают слова холодный и морозный? (Признаки предметов)
3.     Чтение рассказа «На лугу» (с. 45)
1)     Чтение текста учителем.
2)     Беседа по содержанию.
— О чём беседуют мальчики? (О дожде)
— Чем отличается рассказ каждого? (Одному дождь нравится, а другому — нет. У каждого — своя любимая погода.)
— Продолжите рассказ. Какую погоду любите вы?
— Найдите в рассказе слова, которые отвечают на вопросы какой? как?.
VI.   ИТОГ УРОКА
— С какой буквой и звуком познакомились на уроке?
— Где никогда не встречается звук [ы]?
VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 45. Выучить скороговорку. Записать ее но памяти.