14:57 Русский язык 2 класс. Урок 28. Буква е, звук [э]. Обозначение буквой е мягкости предыдущего согласного. Произношение звука [э] под ударением | |
Русский язык 2 класс. Урок 28. Буква е, звук [э]. Обозначение буквой е мягкости предыдущего согласного. Произношение звука [э] под ударениемЦель: познакомить учащихся с буквой в и её звуковыми значениями; провести сравнительный анализ слов украинского и русского языков; развивать диалогическую речь; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, внимательность, старательность; воспитывать интерес к изучению русского языка. Оборудование: карточки с буквой Е, е; рисунки с изображениями хлеба, золотого ключика и Буратино. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. приложение на с. 68) III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель читает слова, в которых не встретилась буква э: мебель, лебедь, мел, ребус, земля. — Какая буква чаще всего встречается в этих словах? — Сегодня на уроке мы будем научать букву е и звуки, которые она обозначает. Работа над загадкой * Енот жует, жуёт енот. Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву... (Е). Учитель демонстрирует буквы Е. е. — Назовите слова, в которых встретилась буква е. — Разделите слово енот на слоги. — Назовите ударный слог. — Это слово можно переносить? — Составьте предложение со словом ежевика. Физкультминутка IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа по учебнику (с. 58) Анализ схем к словам мел и лента. — Буква е в этих словах стоит в начале или середине слова? — Какой звук она обозначает? — Что происходит с согласным, который стоит перед буквой е1 Вывод: когда буква е стоит после согласного, она обозначает один звук и смягчает предыдущий согласный. 2. Чтение слогов и слов с буквой е после согласного (с. 58) 3. Работа над словами для запоминания (с. 58, в рамке) • Мнут и катают, В печи накаляют, А потом за столом Нарезают ножом. (Хлеб) — В тетрадях пропишите и запомните слова хлеб и мне. 4. Сопоставление звуков и букв украинского и русского языков [работа по таблице, с. 58) 5. Звуко-буквенный анализ На доске записаны слова: Европа. еда, ель, Египет, е&инорог. — На какую букву начинаются слова? — Какие звуки буква с обозначает в данном случае? — Сделайте звуко-буквенный анализ слова еда. — Почему звуков больше, чем букв? Вывод: буква е может не только обозначать звук [э] и смягчать предыдущий согласный звук, но и обозначать два звука [йэ], если стоит в начале слова или после гласного. — Составьте с одним из этих слов предложение. б. Списывание [с. 58) — Спишите предложения и подчеркните букву е. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Игра «Назови слово» Дети « цепочкой ► называют слова с буквой е. 2. Диктант Мел, лень, день, село, река, лес, метро, ветер, ель. — Подчеркните букву е в этих словах. — Сделайте звуко-буквенный анализ слова день. — Почему букв больше, чем звуков? — Какой звук обозначает буква е в данном слове? Физкультминутка 3. Работа над диалогом (с. 59) — Кто герои этого диалога? — Придумайте, чем бы мог закончиться этот диалог. VI. ИТОГ УРОКА 1. Беседа — Что интересного и нового вы узнали на уроке? — Какую букву мы выучили? — Какие звуки обозначает эта буква? — Назовите слова, в которых буква е обозначает один звук; два звука. — Чем отличаются эти буквы в украинском и русском языках? 2. Работа в группах (с. 59) — Обсудите, правильно ли «живые» буквы изображают произношение слова. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 59. Составить и записать слова, составить с ними предложения. ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 1. Проверка домашнего задания Учитель слушает составленные предложения. — На какую букву начинались слова, которые вы списывали? 2. Каллиграфическая минутка [по выбору учителя) 3. Словарный диктант (по выбору учителя) 4. Игра «Поймай звук» Учитель читает слова. Если дети слышат звук [э], хлопают в ладоши. Этаж, мебель, эскимо, лебедь, мел, экскаватор, экран, ребус, эфир, земля. 5. Звуко-буквенный анализ слов — Сделайте звуко-буквенный анализ слов. — Составьте предложения с этими словами. | |