укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2013 » Листопад » 7 » Русский язык 2 класс. Урок 30. Буква е, звуки [йэ]. Обозначение буквой е звуков [йэ] в ударном слоге в начале слова и после гласного
15:02
Русский язык 2 класс. Урок 30. Буква е, звуки [йэ]. Обозначение буквой е звуков [йэ] в ударном слоге в начале слова и после гласного

Русский язык 2 класс. Урок 30. Буква е, звуки [йэ]. Обозначение буквой е звуков [йэ] в ударном слоге в начале слова и после гласного

Цель: продолжить знакомство с буквой в и её звуковыми значениями; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать память, мышление, внимание, умение сопоставлять слова украинского и русского языков; воспитывать аккуратность, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: карточки с буквой Ее.

Ход урока
I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. приложение на с. 84)
III.   МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
—  Вы уже знаете, что буква е может обозначать звук [э] и смягчать предыдущий согласный. В безударной позиции буква е обозначает звук [и].
— А какой звук будет обозначать буква е в начале слова?
—  Сегодня на уроке вы узнаете, что буква е может обозначать два звука [йэ]. Мы разучим скороговорку и разгадаем ребусы.
Физкультминутке
IV.   ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.     Звуко-буквенный анализ слов ель, едут (с. 62)
— Составьте предложения с этими словами.
— Сколько звуков обозначает буква е в этих словах?
2.     Чтение словосочетаний (с. 62)
Сначала читает учитель, дети читают за ним.
Дети читают «цепочкой», потом — хором.
Апализируют, сколько звуков обозначает буква с в каждом слове.
3.     Работа в группах (с. 62)
Каждая группа читает загадку. Дети   рассматривают рисунки и поясняют отгадку.
4.     Списывание (с. 62)
—  Спишите два предложения и подчеркните букву е. Объясните значение слова есть в первом и во втором предложениях.
5.     Работа над скороговоркой
•   Чтение скороговорки учителем.
•   Медленное чтение учащимися.
•   Быстрое чтение.
•   Заучивание наизусть.
•   Чтение наизусть скороговорки, быстро и чётко.
6.     Составление слов (с. 63)
Составление и чтение слов с корнем шеду и приставками по-, за*, при:
— Сколько звуков обозначает буква е в этих словах?
Вывод: буква е обозначает два звука [йэ] не только, когда она стоит в начале слова, но и после гласного.
7.    Чтение слов
1)     Чтение первого столбика слов.
— Сколько звуков обозначает буква е в зтих словах? Почему?
2)    Чтение второго столбика слов.
— Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? Почему?
8.    Работа по таблице (с. 63)
Сопоставление  звуковых   значений   буквы  е в  русском   и   украинском языках.
— Чем схожи и чем различны звуки в украинском и русском языках?
Физкультминутка
V.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.    Игра «Найди место» (с. 63)
— Какие звуки поменялись местами?
— Что произошло?
2.    Работа над загадками (с. 63)
Работа в группах
— Рассмотрите ребусы.
— Произнесите слова-отгадки.
VI.   ИТОГ УРОКА
1.    Беседа
— Что изучали сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
— Какие звуки может обозначать буква е? В каких случаях?
2.    Работа над деформированным предложением
— Составьте предложение, запишите его и подчеркните букву с.
в, ела, лесу, вкусную, Елена, ежевику. (В лесу Елена ела вкусную ежевику.)
— Почему слово Елена написано с большой буквы?
— Назовите слова, в которых буква е обозначает два звука.
VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 63. Дополните предложения словами из справок, запишите их.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 30
1.    Проверка домашнего задания
Дети читают составленные предложения.
— Почему весело фантазировать?
2.    Каллиграфическая минутка {по выбору учителя)
3.    Словарный диктант {по выбору учителя)
4.     Игра «Один — много» 
Один                         Много 
лес                            леса 
серп                          серпы 
хлеб                          хлеба 
место                        места 
снег                          снега
тень                          тени (в тени)
— На какую букву падает ударение в словах первого столбика?
— А второго?
— Какой звук обозначает буква е?
— В каком слове не изменилось ударение?
5.    Работа над сказкой «Буквы Е и Ё»
Этажом ниже, под буквой Д, жили-были две сестрички — буква Е и буква к. Они были совсем одинаковые, только у буквы Ё были волшебные точечки, которые она, по своей рассеяности, постоянно теряла. А буква Е была волшебной, потому что могла превращаться в другие буквы. Как? Послушайте!
Например, если она вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву Т. А если вставала на голову, то превращалась в букву Э. А, ложась на спинку, превращалась в букву ДГ. Разве не чудо? А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, она никогда не отказывала.
Однажды буква Е пошла гулять в лес, где росли ели и бегали ежи. Увидев ежа, она сначала подумала: <Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Буква Е потрогала ежа, укололась и заплакала. Ёжик сразу спрятал свои колючки и сказал букве Е:
—  Прости меня, пожалуйста, я подумал, что мне угрожает опасность. Сейчас приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт.
Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы Е, и боль сразу утихла.
Ёжик предложил букве Е погулять по лесу и насобирать ежевики — вкусной-превкусной!
6.    Беседа по содержанию
— Кто жил по соседству с буквой Д?
— Какой была буква Ё?
— Почему букву Е считали волшебной буквой?
— На что была похожа буква Е? В какие буквы она превращалась?
— С кем познакомилась буква в лесу?
— Как произошло их знакомство?
— Как ёжик вылечил букву Е?
— Чем закончилась сказка?
—  Назовите слова с буквой е, прозвучавшие в сказке. (Ежи. ежевика, ле сенка, лес.»)