15:02 Русский язык 2 класс. Урок 30. Буква е, звуки [йэ]. Обозначение буквой е звуков [йэ] в ударном слоге в начале слова и после гласного | |
Русский язык 2 класс. Урок 30. Буква е, звуки [йэ]. Обозначение буквой е звуков [йэ] в ударном слоге в начале слова и после гласногоЦель: продолжить знакомство с буквой в и её звуковыми значениями; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать память, мышление, внимание, умение сопоставлять слова украинского и русского языков; воспитывать аккуратность, интерес к изучению русского языка. Оборудование: карточки с буквой Ее. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (см. приложение на с. 84) III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Вы уже знаете, что буква е может обозначать звук [э] и смягчать предыдущий согласный. В безударной позиции буква е обозначает звук [и]. — А какой звук будет обозначать буква е в начале слова? — Сегодня на уроке вы узнаете, что буква е может обозначать два звука [йэ]. Мы разучим скороговорку и разгадаем ребусы. Физкультминутке IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Звуко-буквенный анализ слов ель, едут (с. 62) — Составьте предложения с этими словами. — Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? 2. Чтение словосочетаний (с. 62) Сначала читает учитель, дети читают за ним. Дети читают «цепочкой», потом — хором. Апализируют, сколько звуков обозначает буква с в каждом слове. 3. Работа в группах (с. 62) Каждая группа читает загадку. Дети рассматривают рисунки и поясняют отгадку. 4. Списывание (с. 62) — Спишите два предложения и подчеркните букву е. Объясните значение слова есть в первом и во втором предложениях. 5. Работа над скороговоркой • Чтение скороговорки учителем. • Медленное чтение учащимися. • Быстрое чтение. • Заучивание наизусть. • Чтение наизусть скороговорки, быстро и чётко. 6. Составление слов (с. 63) Составление и чтение слов с корнем шеду и приставками по-, за*, при: — Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? Вывод: буква е обозначает два звука [йэ] не только, когда она стоит в начале слова, но и после гласного. 7. Чтение слов 1) Чтение первого столбика слов. — Сколько звуков обозначает буква е в зтих словах? Почему? 2) Чтение второго столбика слов. — Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? Почему? 8. Работа по таблице (с. 63) Сопоставление звуковых значений буквы е в русском и украинском языках. — Чем схожи и чем различны звуки в украинском и русском языках? Физкультминутка V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Игра «Найди место» (с. 63) — Какие звуки поменялись местами? — Что произошло? 2. Работа над загадками (с. 63) Работа в группах — Рассмотрите ребусы. — Произнесите слова-отгадки. VI. ИТОГ УРОКА 1. Беседа — Что изучали сегодня на уроке? — Что нового узнали? — Какие звуки может обозначать буква е? В каких случаях? 2. Работа над деформированным предложением — Составьте предложение, запишите его и подчеркните букву с. в, ела, лесу, вкусную, Елена, ежевику. (В лесу Елена ела вкусную ежевику.) — Почему слово Елена написано с большой буквы? — Назовите слова, в которых буква е обозначает два звука. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 63. Дополните предложения словами из справок, запишите их. ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 30 1. Проверка домашнего задания Дети читают составленные предложения. — Почему весело фантазировать? 2. Каллиграфическая минутка {по выбору учителя) 3. Словарный диктант {по выбору учителя) 4. Игра «Один — много» Один Много лес леса серп серпы хлеб хлеба место места снег снега тень тени (в тени) — На какую букву падает ударение в словах первого столбика? — А второго? — Какой звук обозначает буква е? — В каком слове не изменилось ударение? 5. Работа над сказкой «Буквы Е и Ё» Этажом ниже, под буквой Д, жили-были две сестрички — буква Е и буква к. Они были совсем одинаковые, только у буквы Ё были волшебные точечки, которые она, по своей рассеяности, постоянно теряла. А буква Е была волшебной, потому что могла превращаться в другие буквы. Как? Послушайте! Например, если она вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву Т. А если вставала на голову, то превращалась в букву Э. А, ложась на спинку, превращалась в букву ДГ. Разве не чудо? А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, она никогда не отказывала. Однажды буква Е пошла гулять в лес, где росли ели и бегали ежи. Увидев ежа, она сначала подумала: <Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Буква Е потрогала ежа, укололась и заплакала. Ёжик сразу спрятал свои колючки и сказал букве Е: — Прости меня, пожалуйста, я подумал, что мне угрожает опасность. Сейчас приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт. Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы Е, и боль сразу утихла. Ёжик предложил букве Е погулять по лесу и насобирать ежевики — вкусной-превкусной! 6. Беседа по содержанию — Кто жил по соседству с буквой Д? — Какой была буква Ё? — Почему букву Е считали волшебной буквой? — На что была похожа буква Е? В какие буквы она превращалась? — С кем познакомилась буква в лесу? — Как произошло их знакомство? — Как ёжик вылечил букву Е? — Чем закончилась сказка? — Назовите слова с буквой е, прозвучавшие в сказке. (Ежи. ежевика, ле сенка, лес.») | |