15:11 Русский язык 2 класс. Урок 33. С Новым годом! Составление рассказа по рисунку. К. Чуковский «Были бы у ёлочки...» (наизусть) | |
Русский язык 2 класс. Урок 33. С Новым годом! Составление рассказа по рисунку. К. Чуковский «Были бы у ёлочки...» (наизусть)Цель: продолжить ознакомление учащихся с праздниками, с историей праздника Новый год и традициями его проведения; ознакомить со стихотворением К. Чуковского «Были бы у ёлочки...»; развивать связную устную речь, дикцию, навыки звукового анализа слов; расширять кругозор; воспитывать культуру поведения, интерес к изучению русского языка. Оборудование: предметные рисунки. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес. Где много всяких сказочных чудес. Где замела метелица дороги. Где косолапый мишка спит в берлоге. Где в ледяном дворце живёт сама Красавица-волшебница Зима. II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Работа над загадкой • Тройка, тройка прилетела, Скакупы в той тройке белы. А в санях сидит царица — Белокожа, белолица. Как махнула рукавом — Вес покрылось серебром. (Зима) — Это зима. А что за тройка, на которой она к нам прилетела? — Почему лошадей три, и все белые? (Это три зимних месяца, все эти месяцы будет лежать снег, поэтому они белого цвета.) 2. Каллиграфическая минутка (по выбору учителя) 3. Проверка домашнего задания Чтение составленных учащимися предложений и связного высказывания о Буратино. III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игра «Доскажи словечко» — Какие зимние праздники вы знаете? — Какой из них у вас самый любимый? На дворе снежок идет Скоро праздник... (Новый год). Мягко светятся иголки, Хвойиый дух идет от... (ёлки). Ветви слабо шелестят. Бусы яркие... (блестят). И качаются игрушки: Флаги, звездочки,... (хлопушки). Новогодний хоровод Ждали дети целый год. Папы, мамы, малыши Рады елке от... (души). IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Тему нашего урока вы прочитаете, если догадаетесь, какие буквы запорошила зима: Н..В..Й г..д — Давайте все вместе дружно дунем на снежинки и проверим, правильно ли вы назвали тему урока? Физкультминутка На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз. Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) С пеба падают снежинки. Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.) Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Потягивания — руки в стороны.) А вокруг лежат сугробы. Снегом замело дороги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.) Не завязнуть в поле чтобы. Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.) Мы идем, идем, идем И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.) V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Беседа — Что вы знаете о празднике Новый год? — Как его празднуют в вашей семье? 2. Сообщение учителя — Никто не может дать точный ответ на вопрос, когда люди начали праздновать Новый год? Ясно, что история праздника уходит в глубь веков. Именно в Древнем Риме была положена традиция веселиться и праздновать наступление Нового года в ночь на 1 января. Тогда же, много столетий назад, были установлены «основные правила» празднования: люди всю ночь разгуливали в масках, веселились, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия. Правда, в отличие от нас, римляне отмечали Новый год целых пять дней. А как же праздновали приход Нового года на Руси? В дохристианские времена исчисление года на Руси начиналось весной, когда просыпалась природа. Встреча Нового года приходилась на март. Этому событию радовались все. особенно веселились парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы, устраивая проводы ей и её дочке Снегурке, прыгали через высокие костры. Позже в России Новый год стали отмечать 1 сентября, этот обычай широко распространился и был связан с полевыми работами: к осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далекого времени пришло в русский язык и выражение «бабье лето* — оно тесно связано с древним Новым годом. В декабре 1699 года Царь Пётр I издал указ — перенести начало года на 1 января. 31 декабря около полуночи Пётр сам открыл празднество: факелом поджёг ракету, которая испускала искры, пепел и копоть. В церквях ударили колокола, а в Кремле начали палить пушки. Утром 1 января царь командовал праздничным шествием, которое завершилось громовым салютом из 200 «пушечек». А вечером в темном небе вспыхнули разноцветные огни... 3. Работа по рисунку {с. 68) — Посмотрите внимательно на рисунок. Канун какого праздника изображен на рисунке? Как вы догадались? — Дайте имена детям и кличку щенку. — Что делает Максим? Машенька? — Что делает Рекс? — Как вы думаете, какой подарок загадал мальчик на Новый год? — О каком подарке мечтает Машенька? — Какой сюрприз можно придумать для Рекса? 4. Составление рассказа по рисунку — Назовите главный символ Нового года. ■ Самый добрый в мире дед В шубуваленки одет; Бородой ордой зарос Наш любимый... (Дед Мороз). Добрый Дедушка Мороз Ёлку к нам сюда принес. Чтобы мы на Новый год С ней водили хоровод! Этот день мь: ждали долго. Не водились целый год. Заводи, звени поделкой Новогодний хоровод! — О каком подарке ты мечтаешь? — Что бы ты загадал Деду Морозу? Физкультминутка Солнце землю греет слабо. (Руки вверх и вниз, покачивание головой в право-влево.) По ночам трещит мороз. (Руки на пояс, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.) Побелел морковный нос. (Дети показывают пальчиком на свои нос.) В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте.) Вьюга злится, снег кружится. {Дети кружатся с махами руками.) Заметает все кругом белоснежным серебром. (Махи руками вправо влево, начиная с поднятых вверх рук и. постепенно опускаясь, на корточки и опуская руки вниз.) VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа над загадкой • Я модница такая, что всем на удивленье! Люблю я бусы, блёстки — любые украшенья. Но на мою, поверьте, великую беду Наряд мне одевают всего лишь раз в году. (Новогодняя ёлка) 2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Были бы у ёлочки...» (с. 69) 1) Чтение учителем. 2) Работа над содержанием. — Какое настроение вызывает у вас стихотворение? — Прочтите слова, в которых ёлка представляется как живое существо. — Какие украшения на ёлке говорят о наступающем празднике? 3) Игра «Дочитай словечко». Учитель начинает читать строку, а ученики заканчивают, дочитывая ее. 4) Самостоятельное чтение стихотворения детьми. 5) Заучивание наизусть. VII. ИТОГ УРОКА — О каком празднике мы говорили? — Что на уроке было особенно интересным? VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С. 69. Списать предложение. Стихотворение К. Чуковского *Были бы у ёлочки...» выучить наизусть. Неподвижна и тверда. (Руки в стороны, замирают на месте.) | |