17:39 Русский язык 2 класс. Урок 3. Начинаем читать и писать. Слушаем, говорим | |
Русский язык 2 класс. Урок 3. Начинаем читать и писать. Слушаем, говоримЦель: познакомить учащихся с некоторыми буквами, которые в разных позициях в слове обозначают разные звуки; развивать монологическую речь учащихся, их мышление и память; воспитывать интерес к языковым явлениям. Оборудование: чистые листы бумаги {на каждого учащегося); рисунки к словам-отгадкам. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Проверка домашнего задания — Инсценируйте «Сказку про Серую Тучку». 2. Беседа — Что значит быть вежливым? — Какие слова вежливости вы знаете и когда их нужно употреблять? 3. Каллиграфическая минутка (по выбору учителя) III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Написание слов под диктовку — Напишите на чистых листочках слова под диктовку: доброта, год, она. (Дети, возможно, напишут, как услышали: дабрата, гот, ана.) 2. Проверка написанного (с. 8) — Проверьте по с. 8 учебника, правильно ли вы написали эти слова. (Неправильно.) — В русском языке слова пишутся не так, как слышатся, а по определенным правилам. IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Сегодня мы познакомились с некоторыми буквами, которые в разных позициях в слове обозначают разные звуки. А когда, почему и как это происходит, вы узнаете на уроках русского языка. V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Чтение букв (с. 8) — Прочитайте русские буквы на с. 8 учебника. В русском алфавите их 33. Почему здесь их так мало? (Не все буквы в русском и украинском языках совпадают.) — Правильно. Со всеми буквами, которые не совпадают по написанию, и со звуками, которые не совпадают по произношению в русском и украинском языках, вы познакомитесь на протяжении года. 2. Игра «Будь внимательным!» — Запишите на листочках слова из прослушанного стихотворения, которые, на ваш взгляд, нужно писать с буквой о. Окунь жил в реке под кручей. Полосатый и колючий, Был он очень осторожен. Но его поймал я всё же! — Какие слова не написали? (Запись на доске: полосатый, колючий, поймал.) Почему? (Потому что в украинском языке буква <<о» всегда обозначает звук [о]. Поэтому, когда слышишь в слове звук [о], то это слово пишем с буквой «о». В не написанных нами словах мы не услышали звук [о).) — На с. 9 учебника вверху посмотрите, какие звуки может обозначать буква о в русском языке, ([о], [а], [ы]) Так же и буква а, кроме звука [а], может обозначать звук [ы]. 3. Звуковой анализ слов — Посмотрите на с. 9 учебника. Какие звуки может обозначать буква я? ([а],[йа],[йи]) — Произнесите по звукам слова: земля, яхта, янтарь. земля яхта янтарь [з'эмл'а] [йахта] [йантар*] — В последнем слове вы сделали ошибку — буква я в нём обозначает звуки [йи]. Почему вы ошиблись? (Мы знаем, что буква «я» в украинском языке всегда обозначает звуки [йа / в начале слова.) — Когда буква я в русском языке обозначает в начале слова звуки [йи], вы узнаете при изучении буквы я и звуков, которые она обозначает. Физкультминутка Буратино потянулся, Роз нагнулся, два погнулся. Руки в стороны развел: Ключик, видимо, нашёл. Чтобы ключик ТОТ ДОСТАТЬ* Надо на носочки встать. 4. Работа над загадками — Напишите на листочках отгадки к загадкам. • За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. (Морковь) • Ждут меня люди с нетерпеньем И смотрят на небо с волнением. Но стоит меня им заслышать. Как прячутся сразу под крышу. (Дождь) • Вы сказать мне пс могли бы. Как зовётся эта «рыба»? Ты за хвост её возьмёшь. Носом в воду окунёшь — Воду в рот наберёт, И к тебе отправит в рот. Подуиали немножко! Не рыба это—... (ложка). • Он совсем не кровожадный, Потому что травоядный, Только смотрит строго. На носу два рога. На ногах копыта — От врагов зашита. Лишь слона не свалит с ног Африканский... (носорог). • На бахче у пас растёт. Как разрежешь — сок течёт. Свеж и сладок он на вкус. Называется... {арбуз). • Дерево крепко. Ветки могучи. Верхушкой достаёт Самые тучи. (Дуб) — Проверьте правильность написания отгадок по рисункам и словам-отгадкам на доске. (Мы написали слова-отгадки неправильно в конце слова или слога, где должны писаться буквы, обозначающие .звонкие согласные. В украинском языке звонкие согласные в конце слова и слога произносятся звонко, и поэтому понятно, какие буквы писать.) — В русском языке звонкие согласные [д], [б], [в], [ж], [а], [г] в конце слова или слога оглушаются, и непонятно, какими буквами обозначаются. Поэтому существует правило, которое определяет, как проверить, какая буква обозначает эти сомнительные согласные. С этим правилом вы познакомитесь позже. VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1. Написание слов-отгадок — Запишите слова-отгадки в тетрадях правильно, подчёркивая места, где вы сделали ошибку. (Морковь, дождь, можно, носорог, арбуз, дуб) 2. Подсказка Буратино (с 9) — Посмотрите, какие звуки обозначает буква о в словах доброта, она. Запишите эти слова правильно в тетради, подчёркивая места, где буква о обозначает звуки, отличные от звука [о]. (Доброта, она) VII. ИТОГ УРОКА — Что нового узнали на уроке? — В каких словах сделали ошибки? Почему? | |