17:43 Русский язык 2 класс. Урок 5. Буква «мягкий знак». Обозначение буквой ь мягкости предыдущего согласного | |
Русский язык 2 класс. Урок 5. Буква «мягкий знак». Обозначение буквой ь мягкости предыдущего согласногоЦель: познакомить учащихся с новой буквой; формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; закрепить навыки составления звуковых схем слов; развивать речь, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать прилежание, интерес к изучению русского языка. Оборудование: записи буквосочетаний (на доске); карточка с буквой ь; фишки для звукового анализа. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Игра «Буква потерялась» — Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись! Давайте разгадаем, какие буквы убежали. Кто вернёт их на место? — Прочитайте пары слов: б..л — б..л (бал. бил) р..д— р.. д, (рад. ряд) — Какие буквы потерялись? — Какие звуки они обозначают? — Сравните, чем отличаются слова? — Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие — мягкость согласных звуков? — Какие буквы могут обозначать два звука? 2. Каллиграфическая минутка (по выбору учителя) 3. Проверка домашнего задания — Прочтите третье предложение, которое вы списали. Бабушка дома, а мама ушла на работу. — Напомните правила списывания текстов. III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — Прочитайте буквосочетания на доске. Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть — Как произносится согласный звук в этих буквосочетаниях? (Мягко) Что за буква? Кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать. Как согласный прочитать. Мягкий голос. Мягкий шаг. Это буква... (мягкий -знак). Учитель демонстрирует карточку с буквой ь. IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА — Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется «мягкий знак». Цель нашего урока — познакомиться с буквой ь; мы сегодня узнаем, какую работу она выполняет. Физкультминутка Если правится тебе, то делай так... (Два щелчка пальцами над головой.) Если нравится тебе, то делай так... (Два хлопка в ладоши.) Если правится тебе, то делай так... (Два хлопка над головой.) Если нравится тебе, то делай так... (Два притопа ногами.) V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа по учебнику (с. 12) — Чтобы узнать всё про ь, понаблюдаем за ним. Прочитайте слова. Что они обозначают? (Брат — брать, банка — банька) 2. Звуковой анализ слов брат — брать, банка — банька — Сколько слогов в словах? — Сколько букв и сколько звуков в словах? — Почему звуков меньше, чем букв? — Мягкий знак — это буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. 3. Составление и анализ звуковых схем — Составим схемы. Кто хочет помочь? — Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один — мягкий, другой — твердый.) — Как произносится последний звук? — Какой вывод можно сделать? (Буква <<ь» звука не обозначает.) — Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука? 4. Чтение буквосочетаний и столбиков слов с ь по рисункам учебника (с. 12) —Что обозначает мягкий знак? (Мягкость предыдущего согласного.) 5. Игра «Кто больше?» — Хотите поиграть? С какой темой будет связана игра? — Я называю слова, а вы хлопните один раз, если услышите мягкий согласный, который на письме обозначается мягким знаком: тень, лень, сон. пень, кон, конь. 6. Работа по рисунку и тексту (с. 12) — Посмотрите внимательно па рисунок. Кто па нем изображён? — Как вы думаете, мальчики одного возраста? — Что делает младший брат? — С кем он играет? — Посмотрите внимательно, что держит мальчик в руках? (Воздуш ный шар) — Как вы думаете, как могут звать собаку? (Шарик) — Придумайте кличку щенку, чтобы в слове был мягкий знак. (Борька, Моська, Коська) — Послушайте внимательно рассказ. (Чтение учителем.) — Скажите, как зовут одного из братьев? — Во что любит играть старший брат? — Почему он любит брать Вову с собой на футбол? (Потому что Вова — вратарь.) — Какие слова с ь вам встретились? (Брать, вратарь) — Что обозначает ь? | |