укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2013 » Листопад » 5 » Русский язык 2 класс. Урок 5. Буква «мягкий знак». Обозначение буквой ь мягкости предыдущего согласного
17:43
Русский язык 2 класс. Урок 5. Буква «мягкий знак». Обозначение буквой ь мягкости предыдущего согласного

Русский язык 2 класс. Урок 5. Буква «мягкий знак». Обозначение буквой ь мягкости предыдущего согласного

Цель: познакомить учащихся с новой буквой; формировать умение использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова; закрепить навыки составления звуковых схем слов; развивать речь, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать прилежание, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: записи буквосочетаний (на доске); карточка с буквой ь; фишки для звукового анализа.

Ход урока
I.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1.     Игра «Буква потерялась»
—  Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись! Давайте разгадаем, какие буквы убежали. Кто вернёт их на место?
— Прочитайте пары слов:
б..л — б..л (бал. бил)                                     р..д— р.. д, (рад. ряд)
— Какие буквы потерялись?
— Какие звуки они обозначают?
— Сравните, чем отличаются слова?
—  Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие — мягкость согласных звуков?
— Какие буквы могут обозначать два звука?
2.     Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)
3.     Проверка домашнего задания
— Прочтите третье предложение, которое вы списали. Бабушка дома, а мама ушла на работу.
— Напомните правила списывания текстов.
III.   МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Прочитайте буквосочетания на доске. Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
— Как произносится согласный звук в этих буквосочетаниях? (Мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать.
Как согласный прочитать.
Мягкий голос.
Мягкий шаг.
Это буква... (мягкий -знак).
Учитель демонстрирует карточку с буквой ь.
IV.   СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется «мягкий знак». Цель нашего урока — познакомиться с буквой ь; мы сегодня узнаем, какую работу она выполняет.
Физкультминутка
Если правится тебе, то делай так... (Два щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так... (Два хлопка в ладоши.)
Если правится тебе, то делай так... (Два хлопка над головой.)
Если нравится тебе, то делай так... (Два притопа ногами.)
V.    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.     Работа по учебнику (с. 12)
— Чтобы узнать всё про ь, понаблюдаем за ним. Прочитайте слова. Что они обозначают? (Брат — брать, банка — банька)
2.     Звуковой анализ слов брат — брать, банка — банька
— Сколько слогов в словах?
— Сколько букв и сколько звуков в словах?
— Почему звуков меньше, чем букв?
—  Мягкий знак — это буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются.
Вместе с ней согласные читаются мягко.
3.     Составление и анализ звуковых схем
— Составим схемы. Кто хочет помочь?
—  Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один — мягкий, другой — твердый.)
—  Как произносится последний звук?
— Какой вывод можно сделать? (Буква <<ь» звука не обозначает.)
— Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука?
4.     Чтение буквосочетаний и столбиков слов с ь по рисункам учебника (с. 12)
—Что обозначает мягкий знак? (Мягкость предыдущего согласного.)
5.     Игра «Кто больше?»
— Хотите поиграть? С какой темой будет связана игра?
—  Я называю слова, а вы хлопните один раз, если услышите мягкий согласный, который на письме обозначается мягким знаком: тень, лень, сон. пень, кон, конь.
6.     Работа по рисунку и тексту (с. 12)
— Посмотрите внимательно па рисунок. Кто па нем изображён?
— Как вы думаете, мальчики одного возраста?
— Что делает младший брат?
— С кем он играет?
—  Посмотрите внимательно, что держит мальчик в руках? (Воздуш ный шар)
— Как вы думаете, как могут звать собаку? (Шарик)
—  Придумайте кличку щенку, чтобы в слове был мягкий знак. (Борька, Моська, Коська)
— Послушайте внимательно рассказ. (Чтение учителем.)
— Скажите, как зовут одного из братьев?
— Во что любит играть старший брат?
—  Почему он любит брать Вову с собой на футбол? (Потому что Вова — вратарь.)
— Какие слова с ь вам встретились? (Брать, вратарь)
—  Что обозначает ь?