укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 11 » Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова
15:29
Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова

Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова

1. Аукцион знаний
•  Рассмотрите таблицу. Какую группу словарного состава русского языка вы изучали ранее? Запишите примеры слов этой группы.
•  Какие группы словарного состава языка вы будете изучать? Проанализируйте материалы схемы: какие слова в каждой группе будут изучаться?
2. Ознакомьтесь с некоторыми признаками заимствованных слов. Найдите заимствованные слова в материалах таблицы. Подберите и запишите 1-2 примера заимствованных слов на каждый указанный в таблице случай.
3. Как вы понимаете смысл терминов профессионализмы, устаревшие слова, неологизмы? Сверьте правильность своего суждения с материалами § 4,6.
4. Запишите, распределив по группам, профессиональные слова моряка, медика.
Швартовать, скальпель, камбуз, глазное яблоко, бахилы.
5. Запишите по группам слова, вышедшие из употребления, и слова, вошедшие в нашу речь недавно.
Спонсор, волость, получка, банкомат, чело, принтер, мобильный телефон, авоська.
6. Прочитайте в § 1 информацию о богатстве языка, заменяя словосочетание устойчивые выражения термином фразеологизмы Объясните смысл данных фразеологизмов.
Во весь опор, не солоно хлебавши, семи пядей во лбу. как с гуся вода, как сыр в масле.
7. Запишите примеры фразеологизмов со словами нос, голова, глаза (очи).
8. Работа в группе. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот. кто
задаст последний вопрос.
Эксперимент
1.  Прочитайте отрывок из повести Максима Горького «Детство». Какие слова были непонятны мальчику? Ознакомьтесь с темой параграфа и предположите, к какой лексике — общеупотребительной или ограниченной в употреблении — относятся эти слова. Своё мнение обоснуйте.
2.  Прочитайте в словаре толкование слов и определите род занятий людей, которые работали в этом дворе.
Я очутился на дворе. Двор был неприятный; весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразр у шейной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:
— Сандал — фуксин — купорос...
Словарь
Сандйл — краситель, извлекаемый из древесины этого дерева. а также некоторых других деревьев.
Фуксин — синтетический краситель ярко-красного цвета. Купорбс — техническое название некоторых солен серной кислоты.
3.  Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова. Назовите способ образования. Докажите, что с помощью частицы не образовано новое слово. Для этого подберите к слову синоним или лайте толкование этому слову, то есть объясните его смысл. Разберите это слово по составу.
Анализ теоретического материала
1. В какой группе словарного состава русского языка рассматриваются общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова? (См. таблицу на с. 16.) Какие группы слов являются ограниченными в употреблении? Что вы о них знаете?
2. Прочитайте теоретический материал параграфа. Отметьте, что нового вы узнали о словах, ограниченных в употреблении и общеупотребительных словах.
Основная часть словарного состава русского языка — это слова, которые употребляют все люди, говорящие на русском языке, независимо от места проживания, рода занятий, образа жизни.
Такие слова называются общеупотребительными: небо, земля, хлеб, весёлый, добрый, говорить, смеяться, идти, один, два и т. л. Общеупотребительные слова уместны в любой речевой ситуации, в любом стиле речи, в письменной и устной формах речи.
Существует в языке также лексика, ограниченная в употреблении. К ней относятся диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы.
Слова русского языка, которые употребляются только в речи жителей определённой местности, называются диалектными словами, или диалектизмами: тремпель, тормозок.
Люди определённой профессии используют в своей речи специальные слова. Такие слова называются профессиональными, или профессионализмами: глазное яблоко (мед.), плечевой пояс (мед.), башмак (техн.), форзац (полигр.).
В каждой науке есть специальные слова — термины, которые называют какое-либо понятие: склонение, квадрат, хромосома.
Люди, объединённые одной профессией, связанные общими занятиями, интересами, иногда употребляют в речи слова и выражения, заменяющие общеупотребительные слова. Такие слова называются жаргонизмами. Это своеобразная языковая игра, которая часто вызвана желанием создать *-свой». понятный определённой группе людей, язык: нулевой («новый»), винт («винчестер», «жёсткий диск»), хвост («задолженность по предмету»).
В произведениях художественной литературы слова, ограниченные в употреблении, выступают как дополнительное средство характеристики персонажа.
В каждой тематической группе запишите по пять примеров общеупотребительных слов.
1. Пища:....
2. Движение:....
3. Цвет: ....
4. Родственники:....
1. В каждой паре представлены профессиональные слова и жаргонизмы, называющие один и тот же предмет или явление. Как вы думаете, в какой ситуации общения неуместно употребление в речи жаргонизмов?
2. Выпишите из каждой пары только профессиональные слова.
1. Самореэ (6 шт. который сам нарезает резьбу) — клоп.
2. Процессор (центральноеустройство компьютера) — проц.
3. Драйвера (в компьютере) — дрова.
4. Руль (в машине) — баранка.
5. Пенальти (в футболе) — точка.
6. Жёлтая карточка (в футболе) — горчичник.
1. Прочитайте текст. Назовите профессиональные слова. На какую профессию героя они указывают? Предположите, когда, где. в каких условиях происходило действие, что ему предшествовало. Свое мнение обоснуйте. Правильность своего предположения вы можете проверить, прочитав рассказ М. Булгакова * Вьюга».
2. Спишите текст.
3. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
...Я не заметил, как оделся. Одевание было непростое: орюкн и блуза валенки сверх олузы кожа стерильный ная куртка потом пальто а сверху баранья шуба шапка сумка. В сумке кофеин камфора адреналин торшгонные пинцеты стерильный материал шприц зонд браунинг спички стетоскоп.
4.  Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Словарь
Блуза — просторная верхняя рубаха, которую носят, не заправляя в брюки: свободная женская кофта, которую носят, выпустив поверх юбки.
Запишите лингвистические термины, которые вы используете на уроках русского и украинского языков.
Образец. Имя прилагательное — прикметник.
Диктант по памяти
1.  Прочитайте текст.
2.  Укажите слова, ограниченные в употреблении. С какой целью автор вводит в текст жаргонизмы?
3.  Составьте пунктуационные схемы предложений. Запишите текст по памяти, строя предложения в соответствии с составленными пунктуационными схемами.
Осенью охотники жаловались, что зайиы куда-то пропали. Пришёл следопыт Родноныч и сказал: «"Синий лапоть" весь лежит под кучами грачевника».
Охотники у нас зайца называют -косым чёртом», а Родноныч его всегда называл -синим лаптем*. Конечно, заяц на чёрта похож не больше, чем на синий лапоть. Да и синих лаптей на свете не бывает...
По Л. Пришвину
4.  Выпишите слова, в которых все звуки мягкие. Сделайте фонетический разбор выделенного слова.
Словарь
Грачевник — мелкий хворост.
1. Восстановите последовательность предложений в тексте Можно ли понять смысл текста, не зная школьных жаргонизмов? С какой целью автор вводит их в художественный текст?
2. Спишите восстановленный текст.
— Да. я учился в классе «Б». — сказал папа гордо.
— Папа, ты «-ашка» или "бэшка"? — спросил я. — Вот я <-ашка». и мама тоже в школе была «ашкой», а ты. наверное. <6эшка>.
— Но потом я перешёл в «А», — поспешил добавить папа.
— Так вот оно что. II почему я не поинтересовалась этим до свадьбы? — засмеялась мама.
К. Драгунская
3.  Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Определите инициатора общения.
1.  Прочитайте текст. Укажите в нём диалектные слова. С какой целью автор вводит их в художественный текст?
2.  Понятен ли текст, в котором употреблено много диалектных слов? Можете ли вы объяснить их значение?
3. Составьте письменно 2 вопроса к тексту, начинающиеся со слов почему, что. Обменяйтесь вопросами и запишите ответы на них.
Что на завтрак. Матрёна не объявляла, да это и так догадаться было легко. Картовь необлупленная, млн суп картонный. Так выговаривали все в деревне.
Я покорно съедал всё наваренное мне. У меня не хватаю духу упрекнуть Матрёну. В конце концов она сама меня предупреждала: -Не умемши, не варёмши — как утрафишь?»
— Спасибо. — вполне искренне говорил я.
—  Ну. а к ужоткому что приготовить? — спрашивала она
К ужоткому значило — к вечеру. Что я мог заказать к ужоткому? Всё из того же. Картовь необлупленная да суп картонный.
По Л. Солженицыну
4.  Разберите выделенное слово по составу.
1. Спишите высказывание А. Пушкина. Объясните его смысл. Подчеркните все члены предложения. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания.
Изучайте значение слов — и вы избавите свет от половины его заблуждении.
2.  Используя приведённые ниже элементы предложений, передайте разными способами смысл высказывания.
1. Многих конфликтов можно было бы избежать, если бы ....
2. Надо вдумываться в смысл слов, чтобы ....
3. Люди лучше понимали бы друг друга, если бы ....
4. Понимание смысла слова позволяет....
3. Запишите одно простое и одно сложное предложения. Охарактеризуйте их по цели высказывания.
Проверьте свои знания
Восстановите определение.
1. Общеупотребительными называются слова, которые....
2. Диалектизмы — это....
3. Профессиональные слова используются ....
4. Жаргонизмами называются слова, которые ....
Вариант 1. 1. Спишите текст, вставляя, где нужно. пропущенные буквы. *-€* 2. Выпишите диалектизмы и напишите рядом с ними их литературные аналоги.
Теперь я увидел крохотный базарец. По рани единственная жен.дцина стояла там. т..ргуя м..л..ком. Я взял бутылоч..ку. стал пить тут же.
Меня поразила её реч.. . Она не говорила, а нап..вала умильно. и слова её были те самые, за которыми пот.яула меня тоска из Азии.
— Пей. пей с душою желанной. Ты. потай, пр..езжий.
— А вы откуда? — просв.ЛЛЄЛ я.
II узнал, что не все вокруг торфоразработчнки. что есть за полотном железной дороги бугор, а за бугром — д..ревня. а д..ревня эта — Тальново. А дальше целый крап идёт д..ревень: Часлицы. Овиниы. Спудни. Шевертни. Шестимирово — все поглуше, от железной дороги подале, к озёрам.
А. Солженицын
Вариант 2. Расспросите своих родственников и знакомых, какие профессиональные слова Я жаргонизмы используют они в своей речи. Запишите примеры профессиональных и слов жаргонизмов.

Простое и сложное предложение. Члены предложения. Пунктуация в простом и сложном предложениях