укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Сложный план текста. Подробный пересказ научно-популярного текста по сложному плану
13:02
Сложный план текста. Подробный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

Сложный план текста. Подробный пересказ научно-популярного текста по сложному плану

1.  Какие свойства текста отражает его план?
2.  Какие вам известны правила составления простого плана текста?
3. Ознакомьтесь с правилами составления сложного плана текста.
Правил л составления сложного плана
1. Найдите вступление, озаглавьте его.
2. Выделите основную часть Определите её общую тему и озаглавьте.
3. Определите в основной части количество подтем. Озаглавьте каждую из них и запишите названия в той последовательности, в которой они располагаются в тексте.
4.  Определите заключение, озаглавьте его.
4. Чем различаются правила составления сложного и простого планов?
Образец оформления сложного плана
1.  Вступление.
2.  Основная часть:
1) первая подтема;
2) вторая подтема;
3) третья подтема.
3. Заключение.
1.  Прослушайте текст. В процессе слушания выделяйте информацию, которая поможет ответить на вопрос: «Почему с течением времени часы меняли свою форму и увеличивалось количество стрелок?*
2.  Определите тему и основную мысль текста. Выделите его структурные части. Докажите, что тексту присуши такие признаки, как связность и целостность. Какая информация словесно не выражена в тексте, но может быть извлечена при внимательном слушании?
Три сестры-три стрелки
Ни одна вещь на сеєтє не остаётся неизменной. Перехоля из гола в год. из века в век. веши меняют свою форму. У каждой мелочи — своя длинная история.
Посмотрите на механические часы. Что вы видите? Циферблат с двенадцатью цифрами, три стрелки, часовое стекло, головку для завода. Кажется, что всё это так и появилось целиком на белый свет. Но это только кажется так.
У циферблата — одна история, у стрелки — другая, у часового стекла — третья, у головки для завода — четвёртая.
Возьмите, например, стрелки. Из трех сестёр — трех стрелок — самая старшая — часовая. Ей уже много веков. Минутная стрелка помоложе. Она появилась около 1700 года. А самая младшая сестра — секундная стрелка. Она родилась лет через шестьдесят после минутной.
Почему же часы так менялись? Почему, например, часовая стрелка старше минутной, а минутная старше секундной?
Дело в том. что в XIV-XV веках довольно было и одной стрелки — часовой. Тогда не было надобности в точном измерении времени. Люди редко пускатись в путь, жили не торопясь, не учитывая и не рассчитывая своего времени.
Но время шло. и жизнь менялась, делаясь всё более торопливой, шумной, деловой Развивалась и роста торговля. Между городами пролегли новые дороги. II города стали другими. Рядом с маленькими мастерскими ремесленников появились большие мастерские — мануфактуры с десятками и сотнями рабочих. Люди всё больше и больше привыкали дорожить своим временем.
Если в XV веке довольно было только одной часовой стрелки, то в XVIII веке это уже никого не устраивало. II вот появляется минутная стрелка, а потом и секундная. Часы перестают быть игрушкой. В настоящее время ни один поезд не отходит без расписания, ни один завод не работает без точного распределения времени.
Теперь часы — одна из самых необходимых вещей. Преуспевают сейчас те. кто умеет пользоваться своими часами, кто научился считать время не только минутами, но и секундами.
По М. Ильину
3. Перескажите текст, учитывая, что вы рассказываете о часах маленькому ребёнку.
1. Перечитайте текст упражнения 451. Проанализируйте сложный план к нему. Докажите, что план составлен правильно.
Сложный аіан
1.  Изменение вещей с течением времени.
2. Часы и их история:
1) возраст стрелок;
2) отсутствие потребности в точном измерении времени в XIV-XV веке:
3) причины появления минутной и секундной стрелок.
3. Счёт времени и успех.
Прелставьте. что вам необходимо подготовить доклад о средствах передвижения, которые использовали в разные времена. Составьте сложный план своего доклада.
1. Прочитайте текст. Укажите границы вступления, основной части, заключения. Какими средствами связи объединены предложения в тексте? Сколько подтем содержит основная часть? Почему подтемы даны именно в такой последовательности?
2. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
3. Составьте сложный план текста.
У разных народов своё наследие и обычаи. Обычаи — это лицо народа. Обычаи — это те неписаные правила, которым люди следуют повседневно в своих малейших домашних заботах и наиболее важной общественной деятельности.
Украина богата традициями, обрядами и обычаями. Традиции и обычаи Украины— неповторимый разнообразны, они впитали в себя традиции и верования христианства и язычества, культуру разных народов и племён, населявших территорию Украины в разные периоды.
Обычаи Украины охватывают всю жизнь человека от рождения и до смерти, все сферы трудовой и сельскохозяйственной деятельности (призыв весны, обжинки, спас).
Самые главные обычаи Украины относятся прежде всего к семье. Так. рождение ребёнка всегда было знаменательным событием в жизни каждой семьи. В дом. где есть новорожденный, не принято приходить без подарка. В этот день устраивается семейное торжество.
А в новый дом. по традиции Украины, первым впускают кота или петуха. Согласно древнему верованию, они очищают новое жилище от злых духов.
Каждый обычай представляет собой определённый ритуал.
Особое место в жизни украинцев занимают такие праздники, как Новый год. Рождество. Пасха. Масленица. В эти дни особенно ревностно соблюдаются национальные традиции Украины.
Старинные обычаи — сокровище украинского народа и его культуры.
По материалам сайта 'Туристическая планета*
4. Перескажите текст по самостоятельно составленному плану.
Словарь
Обжинки — старинный обряд, связанный с празднованием окончания жатвы.
Спас — название каждого из трёх церковно-бытовых праздников, которые отмечаются с 14 по 29 августа.
Масленица — проводы зимы и встреча весны.

Средства связи предложений и частей в тексте. Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера