укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 11 » Устаревшие слова и неологизмы
15:36
Устаревшие слова и неологизмы

Устаревшие слова и неологизмы

Анализ теоретического материала
1.  Как вы думаете, могли такие слова И словосочетания, клк микроволновая печь,мобильный телефон, ноутбук, планшет, отксерокопировать, пластиковая карта, виртуальный, боулинг, появиться в XIX веке? У потребляются ли сейчас в речи ел ова длань, горелки, зерцало, чело, уст а, ерань? Выскажите предположение, с чем связано появление в языке новых слов и выход из употребления старых слов.
2.  Прочитайте название параграфа и скажите, о какой группе лексики будет идти в нем речь (см. таблицу на с. 16).
3.  Прочитайте теоретический материал параграфа и сопоставьте его со своими выводами.
По отношению к современном)" литературному языку (или по периоду использования) лексика делится на устаревшую и новую.
Устаревшая лексика — это слова, которые обозначают либо исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, профессии, либо вышедшие из употребления названия предметов, действии, вместо которых используются новые названия: купец, чело, воитель, красный (в значении красивый).
Неологизмы — слова, которые созданы для обозначения новых предметов, признаков, действий либо вместо других слов для уже существующих предметов, признаков, действий: стилист, миксер, блендер, роліердром, креативный.
4. Задайте друг другу вопросы для проверки понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.
1. Рассмотрите иллюстрацию. Запишите устаревшие слова. Объясните, какие предметы они называют (устно). Как вы думаете, почему эти слова вышли из употребления?
2. Запишите названия предметов, используемых в современном быту, которые вошли в наш обиход не так давно.
1.  Спишите слова, распределяя их в две колонки: 1) устаревшая лексика. 2) неологизмы. Значение каких слов вам известно? Уточните значение неизвестных вам слов у учителя или по «Татковому словарю русского языка».
Менеджер, супостат, авоська, лампнат. чин, парковаться, форум. ЦИрЮЛЫШК, мушкет, бренловый. сказ, скачать, вечерять, маркетинговый, латы, обналичить, сканировать, смартфон.
2.  Составьте предложения с двумя устаревшими словами и с двумя неологизмами
3.  Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова.
Объяснительное письмо
1.  Прочитайте текст. Значение каких слов вам неизвестно? Какие источники вы можете использовать, чтобы уточнить их значение?
2.  Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.
Образец. Зерцало — зеркало.
Ст..рикп проснулись и вышли в г.стиную. Гаврила Гаврилович в колпаке и байковой куртке Прасковья Петровна в шлафроке на вате. П..дали с.мовар и Гаврила
Гаврилович п..стал д..вч..нку узнать от Марьи Гавриловны каково её зд..ров..е и как она почивала. Д..вч..нка вор..тнлась. объявляя что барышня почивала-де дурно но что ей-де теперь легче, и что она-де сейчас пр..дёт в г..стиную. В самом деле дверь отворилась и Марья Гавриловна п..дошла зд..роват..ся с папенькой и с маменькой.
А. Пушкин
3.  Выпишите устаревшие слова и устаревшие формы слов по образцу. Запишите рядом современные варианты слов, если они есть.
4.  Каким способом образовано выделенное слово: префиксальным, суффиксальным или префиксально-суффиксальным? Сделайте его словообразовательный разбор и разбор по составу.
Словарь
Шлафрбк — устар. домашний халат. Почивать — устар. спать.
1. Прочитайте отрывок из романа Б. Акуннна -Детская книга* о путешествии во времени шестиклассника Эраста Фанзорнна. Выпишите устаревшую лексику и неологизмы. Определите, с какой целью автор использует устаревшую лексику.
2. Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте.
Шестиклассник впервые видел настоящего живого монарха и даже расстроился. Ничего себе царь. Как этакого несимпатичного «всем народом выбрали»?
— Ты кто еси? Мнимый образ альбо чудо Господне? («Ты кто? Примерещившееся видение или Божье чудо?»)
—  Никакое я не видение, я нормальный человек. — ответил Ластик и скосил глаза на экран.
Унибук, умница, сам перевёл его слова на старорусский: «Аз есмь не мнимый образ, но тлимый человек».
—  Аз тлимый человек. — уверенно прочитал вслух Ластик.
Царь слабой рукой перекрестился.
А. Кудрявцев. Обложка книги. 2012 г.
3. Перескажите текст 2-3 предложениями, заменяя прямую речь косвенной.
Это интересно!
•  В «Словаре иностранных слов» даётся объяснение значений слов, указывается из какого языка пришло в русский язык данное слово. Часто иностранные слова являются синонимами общеупотребительных слов {гипотеза — предложение, локальный — местный, аббревиатура — сложносокращенное слово).
•  Задачей «Этимологического словаря» является объяснение происхождения слова. Кроме общеупотребительных слов, в нём поясняются и некоторые устаревшие, профессиональные и разговорные слова, которые используются в устной речи или встречаются в различных текстах.
1.  Прочитайте пары слов и словосочетаний. Докажите, что эти наименования являются неологизмами. Обоснуйте своё мнение.
2. Укажите, какие наименования в каждой паре являются книжными, какие — разговорными. Возможно ли использование разговорных наименований в инструкциях по их использованию? Составьте и запишите предложения с книжными наименованиями.
Мобильный телефон — мобильник, микроволновая печь — микроволновка. пульт дистанционного управления — дистанцнонка. системный блок — системник, компьютер — комп. операционная система— операци-онка. кредитная карта — кредитка электронная почта — атектронка.
3. Охарактеризуйте книжные наименования по их происхождению: исконно русские или заимствованные.
Диктант по памяти
1.  Прочитайте текст. Выпншнтеслова иностранного происхождения и слова. ограниченные в употреблении. Выпишите 5 слов, написание которых может вызвать у вас затруднения, подчеркните в этих словах орфограммы.
2. Охарактеризуйте выписанные вами слова по происхождению и по употреблению в речи.
Когда я была маїенькой. жизнь вокруг была совсем не такой, как сейчас. По субботам все ходили в школу, девочки носили коричневую форм\- с чёрными фартукалш. Жвачка была большой редкостью. Про
пазлы и Барон никто и не слыхивал. Не было *Лего». и ноутбуков, и лаже фильмов про Бэтмена. Просто удивительно, как мы без всего этого жили и росли?!
А'. Драгунская
3. Запишите текст по памяти. Добавьте в перечисление предметов, которых не было в 70-80-е голы XX столетия, несколько своих примеров.
Проверьте свои знания ^»58
Завершите высказывание.
1. К устаревшей лексике относятся ....
2. К неологизмам относятся ....
1. Опричник, очи. процессор, кафтан.
2. Адаптер, геймер, полати, провайдер.
1.  Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц уточняя значение устаревших слов (см. словарь).
2.  Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы в окончаниях глаголов и существительных.
1.  Много баить не подоба..т. 2. По грамот., осёкся. ц..фирь не задалась. 3. Его и в ступ., пестом не устрел..шь. 4. После оран., храбрых много. 5. Если пзвер.ллься в алтын... то не повер.л и в рубле. 6. Алч..шь чужого- потеряешь и своё.

Исконно русские и заимствованные слова