укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 17 » Заметка в газете (рассуждение о поступках людей)
14:23
Заметка в газете (рассуждение о поступках людей)

Заметка в газете (рассуждение о поступках людей)

Прочитайте теоретический материал о заметке. В чём состоит особенность этого жанра? В чём его цель?
Заметка — это небольшой текст публицистического стиля. Это может быть сообщение в газете (стенгазете, журнале), в котором обсуждается какая-либо проблема, освещается важный, интересный факт. Часто заметка содержит обращение к читателю.
В заметке говорится обо всём очень кратко, её размер колеблется от десяти до ста строк. 
Структура заметки
1. Вступление — сообщение о факте, событии.
2. Фактологическая часть — комментарий события.
3. Заключение — обобщение, выводы, выражение пожелания.
В заметке не просто сообщаются факты, но также даётся их оценка. Поэтому в ней используются следующие языковые средства; оценочные слова, словосочетания, предложения, конструкции с глаголами речи, мышления (пишут о том, что; сообщают, передают, что; отмечается, что; говорится, что).
Выделяют заметки разных видов: заметка о положительном факте, критическая заметка (о недостатках), заметка-отклик, заметка-благодарность и др.
Задача заметки с элементами размышления — привлечь внимание читателей к определённой проблеме, высказать авторское отношение, а также убедить читателей в правильности или ошибочности такой позиции.
Прочитайте образец заметки. Какой это тип заметки? Выделите в нём основные признаки заметки и её структурные части.
1 мая 2013 года учащиеся Харьковской детской художественной школы им. Репина приняли участие в традиционном городском конкурсе детского рисунка на асфальте -Мой Харьков, моя семья•>. который проходил на площади Свободы — самой большой площади Европы.
В преддверии Дня защиты детей асфальтовый участок площади превращается в красочный арт-обьект. Около двухсот юных художников (многие вместе с родителями), сопровождаемые преподавателями художественных школ, творчески выражали свою любовь к родному Харькову и к своей семье.
Представители жюри конкурса от департамента культуры Харьковского городского совета, компании «Кневстар» и Харьковской детской художественной школы им. Репина оценивали выполнение рисунков. Награды (в виде дипломов и наборов для творчества) получили авторы 40 лучших работ. Авторы трёх наиболее ярких, интересных и раскрывающих тему конкурса стали обладателями наборов для рисования и дипломов в номинациях: -Харьков глазами детей*. "Яркое художественное воплощение темы конкурса» и - Орнгинатьностъ и креатив».
По материалам сайта "Харьковская детская художественная школа им. И. Репина*
1.  Прослушайте текст заметки. О каком факте идёт в ней речь?
2.  Могла ли такая заметка появиться в газете? Или она уместна только на страницах детского произведения? Обоснуйте своё мнение.
3.  Какие требования к заметке не выполнил корреспондент Жувачкин?
Заметка из газеты -Современный лесоруб»:
СЛУЧАЙ В СОБАЧЬЕМ ПИТОМНИКЕ
Это случилось на далекой таёжной заставе. У козы Машки родилось семеро козлят. Пожалуй, слишком много. Время осеннее, с травой перебои.
• Не выкормит. — решила хозяйка. — Шестеро еще туда-сюда. а седьмого придётся утопить!»
Но сын хозяйки, юный таёжный охотник Саня, решил спасти седьмого козлёнка. Как раз в это время у служебной пограничной собаки Найды родились щенки. Всего два. Хотя ожидали четырёх.
Юный охотник подложил седьмого козлёнка к шенкам. И Найда стала его выкармливать.
Шло время. Козлёнок окреп, он рос не по дням, а по часам. Через месяц козлёнок уже твёрдо знал свою кличку Полкан, умел подавать брошенный мячик и без труда выполнял команды -Сидеть!». -Лежать!». «Бежать!» и «Голос!».
Саня упорно воспитывал Полкана. Каждое утро в любую погоду он пробегал с ним десяток-другой километров.
Учил идти по следу, прыгать через забор, ходить по бревну и туго натянутой проволоке.
Удивительным созданием стал Полкан. Он мог часами сидеть в засаде. Мог острыми рогами запросто пробить металлическую бочку. Умел возить сани и тетежку. II при этом не забывал давать молоко. Ведь в конечном итоге Полкан был козой. А однажды Полкан задержал на границе нарушителя. Это был матёрый контрабандист. Он
хорошо подготовился к борьбе с пограничными собаками. Знал приёмы против кусания, но против бодания не знал. И Полкан взял его. можно сказать, голыми рогами.
За этот подвиг Полкан был награждён. Знаменитой козе вручили почётную грамоту и ценный подарок — баян.
Этот инструмент не очень был нужен Полкану. А юный Саня постоянно на нём играл.
Нам кажется, опыт юного охотника достоин всяческого изучения и внедрения в народное хозяйство.
Корреспондент Жувачкнн
По Э. Успенскому
Перечитайте текст упражнения 472. Составьте по описанному в нём факту заметку в газету, соблюдая требования к публицистическому стилю и учитывая особенности заметки как жанра.
1.  Прочитайте текст. Опрелелите его тему и основную мысль. К какому стилю речи он относится? Укажите признаки этого стиля в тексте.
2.  Относится ли этот текст к жанру заметки? Перечислите признаки, которые указывают на это? Выделите в заметке вступление, основную часть и заключение.
МУЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
13 сентября этого года один из учащихся нашей средней школы совершил поистине мужественный поступок — спас маленького ребёнка.
Обычным осенним вечером Андрей работал во дворе вместе с отцом и услышал крики о помощи. По улице бежала соседка и просила спасти её маленького внука, который упал в колодец. Увидев перепуганную женщину, мужчины оставили дела и бросились на помошь. Решения принимались чёткие. 42-летний Владимир и 15-летний Андрей действовали без промедления. Бросив в колодец верёвочную лестницу. Андрей быстро спустился по ней. нырнул в вод}" и достал малыша, который был без сознания и не дышал. Владимир взял ребенка на руки, перевернул вниз лицом — и маленький Никита начал дышать, чуть позже малыша увезли в больницу.
Власти города высоко оценили поступок Андрея и наградили его почётной грамотой и ценным подарком.
Сам Андрей не считает, что совершил что-то сверхъестественное, и скромно комментирует происшедшее так: *В ту секунду, когда я нырял в колодец, ни о чём. кроме спасения малыша, не думал. Только бы успеть, только бы не опоздать».
Закончилось бы всё счастливым финалом, будь на месте Андрея кто-нибудь другой? Смог бы каждый из нас в одно мгновение, не оглядываясь назад, бесстрашно и мужественно броситься на помощь?
А он смог. 15-летний парень, ученик 10-го класса. Откровенный и искренний. Кстати, у Андрея появились мысли относительно профессии спасателя, парень всерьёз задумывается над тем. чтобы навсегда связать свою судьбу с этим благородным делом. Пожелаем ему мужества и удачи!
Из газеты
3.  С помощью каких языковых средств автор привлекает внимание читателей к поставленной проблеме? Что помогает нам определить отношение автора к описываемому факту?
1.  На лишите заметку о каком-нибудь поступке своих друзей, знакомых либо о поступке, о котором вы услышали (по радио или по телевизору), прочитали. Поразмышляйте над описанным поступком, выразите своё мнение по этому поводу. Постарайтесь своей заметкой привлечь внимание к описываемому вами факту.
2.  Подумайте над композицией заметки (вступление, заключение).
3.  Соблюдайте рекомендации, данные в памятке.
Учись учиться, учись жить Как писать заметку
1.  Выберите один факт или событие.
2.  Обдумывая сюжет, определите, какое настроение вы можете вызвать у читателя. и пишите с этим настроением.
3.  В заголовке отразите тему или основную мысль.
4.  Стройте заметку так. чтобы убедительно раскрыть основную мысль.

Понятие о публицистическом стиле