Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных
1. Прочитайте правило -Способы проверки написания о—є после шипящих иив суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных* (см. § 19. упражнение 168). Почему написание о—е после шипящих и и в суффиксах и окончаниях существительных и в суффиксах и окончаниях прилагательных объединены в одно правило?
2. Спишите пары слов. Обозначьте орфограммы. Объясните различие в написании о—ё после ж, ч, ш, щ. Объясните различие в написании о—е после и.
Шёпот — шорох, решётка — шорты, камышовый — дешёвый, шётка — трешотка, шёлк — шоколад, жёлтый — крыжовник: кружок — тяжёлый, рубашонка — тушёнка, собачонка — печёнка, холщовый — сгущёнка, парчовый — ночёвка, ситцевый — перцовый, сердце — деревцо.
3. Предложите свой вариант формулировки названия параграфа.
1. Прочитайте правило -Способы проверки написания о—е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и имён прилагательных» (_сч. § 19. упражнение 168). Какой вы обычно используете способ при проверке?
2. От любых четырёх слов каждой группы упражнения 169 образуйте слова или формы слов с помощью указанных морфем. Составьте с этими словами словосочетания и запишите.
3. В составленных словах с орфограммой о—е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных»- выделите корни. Укажите часть речи.
Сочинение
1. Образуйте от данных слов новые, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы -ок. -онок, -онк(а) Составленные слова запишите.
1. Луг. река, пастух, собака, мышь, жук. паук. рог.
2. Верблюд, медведь, волк, белка, галка, заяц. ёж.
2. Напишите небольшое сочинение, используя составленные слова первой или второй группы.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Дет..ая руч..нка. сосед.лш мальчонка, пол соддат..ким плаш..м. мужицкая одеж..нка. грошовая бумаж..нка. (не)болыи..й сундуч..к. чужой занч..нок. (не)уклюжий медвежонок. деш..вая лавч..нка.
1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова. С каким чувством герой рассказывает о своём первом гимназическом дне? Какие фрагменты текста это подтверждают?
2. Перескажите текст, используя выписанные материалы в качестве опорных.
В классах шли уроки. В коридоре было пусто и тихо. Тишина казалась особенно удивительной после неистового гама большой перемены. Казимир ввёл меня в подготовительный класс.
За столом сидел классный наставник Назаренко. Я сел на низенькую старенькую парту. Мне было трудно дышать. Кисло пахло чернилами. Назаренко диктовал: «Однажды лебедь, рак да щука...» Я достал тетрадку и начал писать. Слеза капнула на тетрадку. Тогда мой сосед, мальчик с весёлыми глазами, шепнул:
— Проглоти слюну, тогда пройдет.
Я проглотил слюну, но ничего не прошло.
Так начался первый гимназический год. Пыль, беготня на переменах, постоянный страх, что тебя вызовут к доске, пальцы в чернилах, тяжёлый ранен и мелодичные звонки киевских трамваев за окнами, отдалённый свист шарманки и гудки паровозов.
По К. Паустовскому
Изложение
1. Из текста упражнения 285 выпишите слова с орфограммой «о—е после шипящих*. Графически объясните написание слов.
2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных Обозначьте орфограммы.
Проверьте свои знания
Обоснуйте правильность утверждения.
1. Во всех словах группы после шипящего пишется -о: грош..еый, еж..вый, холщ..еый.
2. Во всех словах группы после шипящего пишется -ё: тяж.лый, деш..вый, ш.лкоеый.
1. Прочитайте текст. Каким вы увидели описанный сад? Какие средства связи предложений используются в этом тексте? К какому типу речи относится текст?
2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание слове пропущенными буквами.
3. Выпишите прилагательные в форме сравнительной степени. Укажите разряд прилагательных.
В уез..ном саду была деревя..ая кузница. Вокруг неё р..сли л..пухи и кр..пива. далее стояли яблоневые И вишнёвые деревья, а между ними произрастали кусты крыжовника и ч..рной см..роднны. и выше всех был клён, большое и грус.ное дерево, давно живущее над местным бурьяном и всеми растениями окрестных дворов и садов.
Сад был огорожен плетнём со всех сторон, лишь в одном месте была деревя..ая калитка. А в глубине сада, где были заросшие дебри со..ой травы, стояла глння..ая стена глухого жилища. К этой стене с обеих сторон подходили садовые плетни и вместе с густою травой точно хранили этот ..известный деревя.-ый дом.
По А. Платонову
Суффиксы -к- и -ск- в относительных именах прилагательных
|