11:07 Доувеличенная учебная нагрузка | |
Доувеличенная учебная нагрузкаПредставьте, что вы студент и сдали какую-то письменную работу, но оценку за нее не получили – преподаватель просто ее возвратил с надписью «Отведенного мне времени не хватало, чтобы проверить вашу работу». Что-то нереальное, не так ли? Немногим известно, что преподавателю оплачивают лишь 20 минут проверки письменной работы. А, например, за то, что преподаватель руководит курсовыми, проверяет по нескольку раз ваши разделы, чертит, советует, дает литературу, следит за оформлением – за все это преподавателю оплачивают лишь 2 часа. Несколько месяцев тому назад в МОН начали искать выход из этой ситуации. Министерство задекларировало намерение увеличить количество оплачиваемых часов, чтобы была возможность уменьшить общую учебную нагрузку и высвободить время преподавателей для научной работы. Однако по классике жанра на обсуждение был вынесен проект, который имеет абсолютно противоположную цель. На сайте МОН висит проект приказа, который, как и его действующий аналог, устанавливает, сколько часов «весит» каждый тип учебной работы. То есть этот документ является чрезвычайно важным, ведь именно он определяет, сколько учебной работы должен проделать преподаватель, чтобы набрать свою ставку – до 900 часов на год. На первый взгляд, как будто, предлагают увеличить некоторые нормы: за руководство курсовой ‑ с 2-х до 5-ти часов, за проверку письменных ‑ с 15-ти до 30-ти минут и тому подобное. Однако эти увеличения прописаны с предлогом «до», то есть до 5-ти часов, до 30-ти минут. Иначе говоря, университеты сами будут определять, сколько именно в этих границах преподаватель будет иметь оплачиваемого времени за тот или другой вид работы. Вспомните, как недавно господин Табачник всех успокаивал по делу увеличения нормы соотношения преподаватель/студент до 18-ти. Министр заверял, что общественность неправильно поняла запланированные реформы, мол, шла речь о крайней границе 18, то есть может быть и 17, и 10, и 5. По иронии судьбы в нашем деле предлог «до» несет недвусмысленную опасность для преподавателей, что отрицать министру в этот раз просто неприлично. Но это не все подарки на 1 сентября – за некоторые виды работ количество часов просто уменьшена. Например, за проверку экзаменационной работы теперь не 30, а 20 минут, за руководство дипломной бакалавра 5, вместо 20,5 часов. Заграничный опыт В целом здравый рассудок подсказывает, что измерять, сколько времени преподаватель расходует на проверку работ, проведения экзаменов, руководство дипломами и другие учебные работы просто невозможно. Не будет преувеличением сказать, что все эти нормы абсолютно противоречат астрономическому времени. Исключением являются лишь сами занятия, что продолжаются от звонка до звонку. За границей это прекрасно понимают – спросите американского профессора, сколько минут ему отводят на проверку эссе? Человек вас просто не поймет. В университетах США учебная нагрузка преподавателей считается занятиями, то есть, сколько пар в неделю проведет преподаватель. Американская ассоциация профессоров (American Association University Professors) рекомендует максимальную недельную учебную нагрузку 4‑6 пар в неделю в зависимости от того, это бакалавры или магистры. Стоит добавить, что Ассоциация предостерегает, что такая нагрузка является именно максимальной, то есть далекою от оптимальной, подчеркивая, что от того, насколько низкой является эта планка, зависит успешность университета, если он претендует на научные разработки. В Польше законодательство предусматривает практику, которая напоминает что-то среднее между украинским и американским вариантами. Учебная нагрузка там разделена на два вида: занятия и все другое. Этот набор всего другого и вес каждого из видов учебной работы в нем определяют даже не университеты, а советы факультетов, а иногда сами кафедры. Например, Школа иностранных языков Варшавского университета, вне практических занятий, определяет лишь два других вида учебной работы: разработка нового курса (до 40-ка часов) и подготовка освоения новых дидактических материалов (до 30-ти часов). Напомню, что украинский набор предусматривает более 30-ти разных видов учебной работы. В то же время польское законодательство определяет учебную нагрузку для научно-педагогических работников в границах 120‑240 академических часов в год, а для педагогических должностей предусмотрено от 240 до 540 академических часов в год. То есть университетские преподаватели, которые проводят исследования, расходуют на занятие и «набор всего другого» максимум одну седьмую годового рабочего времени. Украинские реалии Казалось бы, что увеличивая количество часов за некоторые виды работ с приставкой «до», МОН дает университетам долгожданную свободу самим определять вес этих работ. Однако в условиях нехватки средств и излишне высокого годового объема учебных работ (900 часов), ни одной свободы университеты не получают – на них просто перекладывают ответственность за дежурное увеличение нагрузки на преподавателей. Нельзя делать вид и говорить об уменьшении нагрузки на преподавателей, во-первых, без заложенных в бюджет дополнительных расходов и соответственно созданных новых ставок и, во-вторых, без снижения максимально допустимого годового объема учебной работы. В идеале было бы хорошо полностью отказаться от этого перечня учебных работ с его нормами, ибо он не имеет ничего общий с тем, что реально расходуют преподаватели. Теоретически сделать это не так уже и сложно, ведь перечень существует лишь для того, чтобы каким-то образом заполнять огромные «корзины» годовой нагрузки. То есть это взаимоувязанные вещи ‑ чтоб набрать 900 часов, не хватит только лишь занятий и нужно придумать еще какие-то виды работ да еще и выдумать их вес. Таким образом, если уменьшить общее количество педагогической нагрузки, отпадет потребность в абсурдных калькуляциях. Пока этого не сделано, любые нововведения, с предлогами «до» или без, не изменят ситуации. Как видим, они могут ее лишь ухудшить, ведь, в конечном итоге, преподаватель таки может вернуть работу своему дипломнику и сказать: «Прости, мне платят лишь за 5 часов моего руководства ‑ я не успел проверить последний раздел и выводы». Источник: http://ru.osvita.ua/ | |