Имя прилагательное общее значение, морфологические признаки. Роль в предложении
План разбора имени прилагательного
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им. п.. ед. ч.. м. р.).
2. Постоянные признаки: качественные, относительные или притяжательные.
3. Непостоянные признаки: а) падеж; 6) число; в) род (только в ед. ч.); г) у качественных: полная или краткая форма; степень сравнения.
Ш. Синтаксическая роль.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени прилагательному. С какими темами вы частично знакомились в начальной школе?
2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Объясните их. Какие термины соответствуют им в украинском языке?
3. Прочитайте в таблице материал о разрядах прилагательных. Докажите, что прилагательные добрый, весёлый, сильный, смелый,умный являются качественными. Для этого образуйте и запишите формы, которые свойственны только качественным прилагательным.
Образец. Краткая форма: вкусный — (каков?) вкусен'. Степени сравнения: вкусный — вкуснее, более вкусный.
4. Словообразовательная работа. От данных существительных образуйте прилагательные: 1) относігтельньїе; 2) пріггяжательньїе
1) Фигурка из глины — глиняная фигурка, кофта из шерсти. скульптура из льда, жители села, скульптура из воска.
2) Трели соловья — соловьиные трели, уловки лисы, зубы волка. дупло белки, гнездо птицы, стая уток.
5. Спишите предложения. Укажите, какими членами предложения являются прилагательные.
1. Удачная подача мяча решила исход матча День был удачный. 2. Настроение у меня замечательное. Я видел замечательный фильм.
6. Прочитайте план разбора имени прилагательного. Какие морфологические признаки прилагательного являются для вас новыми? Укажите морфологические признаки прилагательного в словах о сильном (ветре), для глиняной (фигурки), от соловьиных (трелей).
1. Прочитайте слова. Что можно описать с помощью данных прилагательных?
2. Выпишите слова парами, поделив их на группы: 1) прилагательные-антонимы. 2) прилагательные-синонимы.
Весёлое, грустное, восторженное, добродушное, жизнерадостное, праздничное, приподнятое, чудесное, невесёлое, печальное, скверное, тоскливое, тревожное.
3. Опишите своё настроение, используя подходящие по смыслу прилагательные. Объясните, почему у вас такое настроение.
Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал о грамматических признаках имени прилагательного. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?
2. Сопоставьте материалы, данные в параграфе, с.материалами, которые приведены на с. 94. Какая информация есть на с. 94. но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах об имени прилагательном на с. 94?
Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?
Прилагательное обозначает различные свойства и качества, которые характеризуют предмет по его размеру, форме, цвету, вкусу и другим признакам: высокое дерево, хорошее настроение, сильный дождь.
Прилагательные могут обозначать признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-либо, например к материалу, из которого сделан предмет: кожаный диван. Прилагательные могут; обозначать признак предмета по его принадлежности кому-либо: учитеїьский стол, заячьи уши.
Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам: высокий дом, высокое дерево, высокая башня, высокие дома, высоких домов.
Прилагательное ставіггся в том же роле, числе и падеже, что и существительное, которое им определяется. Употребление прилагательного в том же роде, числе и падеже, что и определяемое им существительное, называется согласованием: красивый цветок, красивая роза, красивое растение, красивые цветы.
Род. число и падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу существительного, с которым это прилагательное согласуется.
В предложении прилагательное может быть определением, сказуемым: Я купит тёплый хлеб. Хлебц^гл^.
3. Поочерёдно задайте друг другу вопросы по содержанию параграфа. Правильность ответа спрашивающий сверяет по учебнику. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
1. Докажите, что имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Для этого составьте словосочетания существительное - выделенное прилагательное. Словосочетания запишите, восстанавливая окончания существительных. В скобках укажите род. число, падеж существительных и прилагательных.
2. Выделите окончания существительных и прилагательных. Обозначьте орфограмму, и в окончаниях существительных».
1. Известный: в повеет... о писател... о произведена... от книг...
2. Широкий: у дорог.. . на полян... о жест...
3. Чудесный: о погод... в настроєнії... о воспомннани...
3. Найдите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении. Объясните его.
В дальн.. дорогу: столетн.. ель; о пахуч., жидкости; в соседи., деревню: от свеж., воздуха: около колюч., кустарника; лета., зноем; во внут-ренн.. дворике; к будуш.. новоселью; в СИН» даль.
3. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?
1. Восстановите предложения, вставляя необходимое по смыслу прилагательное из материала для справок в нужной форме.
2. Обозначьте известные вам орфограммы.
і. Я люблю ... и ... время года. 2. Из коридора доносилась очень ... песня. 3.... щенок увидел меня и тут же поднялся на ... лапы. 4.... полка была завалена книгами. 5. В темноте я наткнулся на что-то ... и ... . 6. Походка у малыша была ....
Для справок: зимний, летний: красивый; маленький, задний; верхний; колючий, большой; неуклюжий.
3. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
1. Прочитайте текст. Какие картины рисовало ваше воображение, когда вы его читали? Назовите прилагательные, которые помогли вам точно и ярко увидеть описанную автором картину. Озаглавьте текст.
2. Повторно прочитайте текст, исключая прилагательные. Какова, по вашему мнению, роль прилагательных г тексте?
Началась вьюга. Прямо мне в глаза несся колючий, мелкий и сухой снег. Мной овладело странное, неприятное и сложное чувство, которое всегда охватывает меня, когда я перехожу большие незакрытые пространства: поля, городские площади и даже длинные залы. Мне казалось, что я так ужасно мал. а поле так страшно велико, что я никогда не смогу перейти его.
Иногда я оглядывался назад и смотрел на слабо мерцающие вдати огоньки местечка. Это меня поддерживало. Наконец и огни скрылись разом, когда я сошёл в длинную, плоскую равнину. Вокруг меня была одна только мутная, белесоватая мгла.
Л. Куприн
3. Распределите между собой части текста, которые будете диктовать. Прочитайте их, вдумываясь в смысл, особенности пунктуации. Продиктуйте друг другу под запись свою часть текста. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга без опоры на напечатанный текст. Снова обменяйтесь тетрадями и проверьте свою работу, сверяясь с напечатанным текстом.
4. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
1. Определите род несклоняемых существительных.
2. Запишите словосочетания прилагательное - существительное* используя материал для справок. Ставьте прилагательное в нужную форму, согласуя с существительным.
Пальто, леди. желе, кенгуру, пианино, маэстро, шоссе, пони. ООН.
Для справок: весенний, антикварный, виртуозный, вкусный, широкий, хорошенький, настоящий, австратийский. всемирный.
3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Проверьте свои знания
Запишите морфологические признаки, которые вы можете определить у данных прилагательных (см. план разбора на с. 95).
Приветливые (слова) — .... От обаятельной (улыбки) — .... О смелом (поступке) — ... .
Вариант 1. Распространите предложения, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Выделите окончания прилагательных и существительных. Обозначьте орфограммы в окончаниях существительных.
1. Я живу в ... город., (селе). 2. Я люблю гулять в ... парк... 3. В парке ... воздух, много ... деревьев. 4. В нашем город., на ... площад.. есть ... фонтан. 5. В центр., много ... магазинов.... зданий.
Вариант 2. Напишите письмо другу (подруге). Расскажите о своём родном городе (селе).
Написание не с именами существительными и именами прилагательными
|