Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных
1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на вопросы.
• На какие разряды делятся количественные числительные?
• Что обозначают чистительные каждого разряда?
2. Из таблицы на с. 132 выпишите примеры каждого разряда количественных числительных. Дополните их двумя своими примерами. Примеры запишите по образцу.
Целые: двадцать восемь,.... Дробные: пять восьмых..... Собирательные: семеро.....
3. Используя материалы таблицы на с. 132. завершите высказывание.
1. Целые числительные обозначают....
2. Собирательные числительные называют....
3. Порядковые числительные обозначают....
Это интересно!
Наши предки считали по-другому: один на десяте, два на десяте, то есть один над десятью, два над десятью. Числительное десять с течением времени подверглось фонетическому изменению, и в результате возникло необычное сочетание — «-дцать». Постепенное слияние трёх слов в одно слово (число - над -дцать) и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать и т. д.
1. Составьте и запишите словосочетания, ставя существительные в нужную форму. Цифры записывайте словами. В случае затруднения си. упражнение 309.
56 (килограмм, абрикосы). 575 (килограмм, апельсины). 967 (килограмм, лимоны). 850 (килограмм, мандарины). 980 (центнер, помидоры). 760 (центнер, картофель). 320 (тонна, зерно). 490 (килограмм; арбузы).
Прочитайте вслух числительные на -десят и -сот. делая небольшую паузу на границе двух частей слова: пятью, стами, о трёх/стах.
Им.п — шесть десят. двести, пять сот;
Р. п. — шести десяти, двух сот. пяти сот
Д. п. — шести десяти, двум стам, пяти стам;
В. п. — шесть десят. двести, пять сот;
Тв.п. — шестью десятью, двумя стами, пятью стами;
П. п. — о шести десяти, о двух стах, о пяти стах.
Запишите словосочетания, данные в упражнении 318. в форме одного из косвенных падежей. Падеж для каждого словосочетания выберите самостоятельно.
Образец. 250 килограммов апельсинов — около двухсот пятидесяти килограммов апельсинов.
1. Представьте, что ваш друг (подруга) просит вас продиктовать по телефону предложения данного упражнения. Прочитайте предложения, ставя числительные в форму нужного падежа, чётко произнося их окончания.
2. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1. Спортсмены завоевали на Олимпиаде около 70 медалей. 2. Торт был украшен 60 свечами. 3. 50 школьникам нашего города вручили памятные подарки за высокие достижения в учёбе. 4. На 80 страницах повести мне открылся совершенно новый для меня міф. 5. Пру выбрали из 300 гимнасток защищать честь города на международных соревнованиях. 6. К 400 прибавить 700. 7. О 500 видах деревьев. 8. Кедр живёт до 1000 лет.
3. Передайте смысл выделенного предложения своими словами в 2-3-х вариантах.
Склонение количественных числительных от 5 до 20 и 30 322
1. Ознакомьтесь с правилом склонения количественных числительных от пяти до двадцати и тридцать. Знание какого орфографического правила поможет запомнить написание окончаний числительных от пяти ло bead-
Количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения: в родительном, дательном и предложном падежах в окончаниях этих числительных надо писать -и. к восьми, от тридцати.
Числительное восемь в творительном падеже имеет две формы: восемью и восьмью.
2. Просклоняйте числительные 8. 10.15.25.37. записывая их словами по образцу.
Образец. Р. п. — нет се.\щ Д. п. — к семи П. п. — о семи
1. Определите падеж имён существительных. Поставьте числительные в нужную падежную форму.
2. Словосочетания запишите, укажите падеж числительных. Подчеркните непроизносимые согласные.
3. Укажите простые (прост.) и составные (сост.) числительные.
К (двенадцать) годам; от (тридцать пять) отнять пять; о (четырнадцать) работах; из (двадцать семь) сообщений: к (шестнадцать) часам; на (семнадцать) этаже; с (тридцать пять) гривнями; к (двадцать один) прибавить восемь.
4. Повторно запишите словосочетания, записывая числительные цифрой с указанием окончания по образцу.
Образец. К 12 (-и) годам.
1. Составьте четыре примера на сложение и вычитание, используя числа от пяти до двадцати и тридцать. Запишите их цифрами.
2. Обменяйтесь примерами с одноклассником (одноклассницей), запишите их словами, используя глаголы отнять, вычесть, сложить, прибавить.
3. Проведите взаимопроверку.
Образец. 18 — 11: от восемнадцати отнять одиннадцать; 20 - 7: к двадцати прибавить семь.
1. Спишите предложения, заменяя цифры словами, употребляя числительные в нужной падежной форме.
1. Прошло 12 лет. и из маленького мальчика я превратился в молодого студентика лет так 18 (М. Зощенко). 2. Не прошло и 5 минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся (В. Астафьев). 3. Мальчик был рыжий, лет 7 (Б. Житков). 4. Впереди нас неслась упряжка с 8 собаками. 5. Нина вспоминала о 14 днях у моря. 6. В настоящее время под угрозой исчезновения находится около 20000 растений, более 300 видов рыб. свыше 400 видов птиц и млекопитающих.
2. Сделайте морфологический разбор любого числительного.
Склонение числительных 40. 90. 100
1. Прочитайте вслух склонение числительных сорок, девяносто, сто. Какую форму эти числительные имеют в именительном и винительном падежах? Какая форма у этих числительных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?
2. Сколько всего форм имеют числительные сорок, девяносто, сто?
1. Распределите, кто какую группу словосочетаний булет диктовать. Прочтите словосочетания про себя, употребляя числительное в нужной форме.
2. Продиктуйте друг другу под запись свою группу словосочетаний.
3. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
1. 3 конфет. 5 днями, на 10 страницах, на 40 участках. 90 садикам. 100 градусами.
2. К 4 часам. 8 девочкам, на 12 партах, на 40 страницах. 90 спортсменам. 100 иголками.
Числительное полтора имеет форму мужского и среднего рода: полтора дня, полтора яблока и женского рода — полторы тонны.
В именительном и винительном падежах — употребляется форма полтора: полтора килограмма. В косвенных падежах употребляется форма полутора: нет полутора килограммов, к полутора годам.
Составьте словосочетания с числительным полтора, присоединяя одно из существительных из материала для справок.
Для справок: яблоко, стакан, килограмм, ведро, шаг. конфета, метр, коробка.
Проверьте свои знания
1. Ответьте на вопросы.
2. Проиллюстрируйте свои ответы примерами.
• Может ли окончание оказаться в середине слова?
• Какие числительные имеют только две формы?
• Какие числительные склоняются как имена сушествительные 3-го склонения?
1. С пишите предложения, вставляя пропущенные буквы, окончания существительных и прилагательных. Цифры замените словами.
2. Укажите падеж числительного и существительного, к которому оно относится.
1. Вижу, как теперь, самого х..зянна, человека лет 50. свеж., и бодр.. (Л.Пушкин). 2. В чине бригадира. 75 лет он вышел в отставку и послился в малом своём имени., в Калужской губернії.. (Д. Гранин). 3. До 96 лет бабушка была настоящ.. юлой: готовила, стирала. уб..рала. помнила всю многочисленную родню (Д. Рубина). 4. Художник рисовал его. когда ему было лет около 60 (Д. Гранин).
3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. Простые и составные числительные. Написание составных числительных
|