Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений
Разбор местоимения
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им. п. ел. числа);
2. Постоянные признаки: а) разряд: 6) лицо (у личных);
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть). Ш. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы. посвяшённые теме - Местоимение». Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?
Найдите в учебнике параграфы, посвяшённые местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?
2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.
3. Многие учёные-филологи соотносят местоимения с существительными, прилагательными и числительными. Местоимения-существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные — на признак предмета. Местоимения-числительные — на количество или порядок при счёте. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.
Меетопмення-существительные: себя.....
Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш.....
Местоимения-числительные: столько.....
4. Один ученик приводит пример местоимения определённого разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.
5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я. к вам, ты, своего, моему.
Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в рати каких членов предложения могут выступать местоимения?
1. Некто неслышно вошёл в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.
І. Прочитайте прехтожения. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.
1. Сергей принесёт мою книгу завтра. — Ты принеси завтра мою книп'. пожалуйста. 2. Друзья отправились в поход. — Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. — Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. — В сумке лежало несколько яблок.
2. Прочитайте перевод термина "местоимение". Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.
Местоимение — от латинского слова прономен — "вместо имени".
Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал о местоименіш. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?
2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154. но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.
По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты. он и т. д.). притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.). определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.). во-просительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределённые (некто, кое-кто, какой-либо и т.д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).
Все местоимения изменяются по падежам: я — меня, тот — тому, наш — нашим, кто — кого, какой — о каком, весь — всяким, какой-либо — какого-либо.
Притяжательные (мой, твой, наш и др.). определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.). как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к котором)' они относятся.
В предложении местоимение может быть подлежащим (Jja сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели ито.-лю светящееся вдалеке.)', определением (Яиспытывал некотоітьіе^омнения.)
1. Спишите текст.
2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) — кто? что?, на признак (призы.) — какой? чей?, на количество (кол.) — сколько?
Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного — ей всё казалось, что я ещё маленький ребёнок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей ещё не успели познакомиться, поэтом}' мама хотела -■ подбросить* меня на воскресенье к своей приятельнице.
Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.
Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом. мне этого хотелось с удвоенной силой.
По Ю. Сотнику
Личные местоимения
1. Чтобы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?
2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том. как изменяются личные местоимения.
Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).
Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы — 1-е лицо; ты, вы — 2-е лицо; он, она, оно. они — 3-е лицо); число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).
Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется всё слово: я — меня; мы — нас, он — ему. В косвенных падежах местоимении 3-го лица посте предлога появляется буква н: он — к нему, она — о цей, они — с цими.
1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чём особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?
2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.
1. Я — меня, мне, обо мне, со мной
2. Ты — тебя. тебе, о тебе, с тобой.
3. Он. оно — его. е>гу. с ним. о нём. она — её. ей. о ней. с ней.
4. Мы — нас. нам. с нами, о нас.
5. Вы — вас. вам. с вами, о вас
6. Они — их. им. о них. с ними, о них.
1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.
2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.
3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).
Пришёл к (он), разговаривал с (она), приготовил для (они). пр..к..снулся к (они). предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я). заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.
4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел — раздельное написание местоимений с предлогами.
Образец. Оно — для_него. от.него. у.него. к_нему. по.нему. с.ним. о. нём.
1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме. Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?
2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.
Я был поражён солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силён. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.
Кыш первым подбежат к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улёгся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.
Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.
Я вошёл по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:
— Море! Море! Ура!
По Ю. Алешковскому
3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
Изложение
1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.
2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.
Внимание!
Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам ..., ПозЬрае.іяем Вас ....
Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.
1, Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия. 3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.
Редактирование
1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.
2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. .Другиеучастники должны ответить репликой на порученное им задание.
1. — Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займётся художественным оформлением, а она возьмёт на себя презентацию нашей работы.
2. — Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки. Сергей напишет сценарий, он найдёт костюмы, я подготовлю реквизит И подумаю над постановкой.
Притяжательные местоимения
Используя материалы схемы на с. 154. заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения И, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.
Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (мой, наш). 2-му (твой. ваш). 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.
Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петпина тетрадь — его тетрадь.
Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают опред ет е н иям и.
Местоимения его, её, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н. от её голоса, к его бабушке, с их родителями.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего — моему, твоему — твоим, наш — нашим, вашему — о вашем), а местоимения его, её, их не изменяются (к его дому, их правами, о её голосе).
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.
2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).
1. Накануне вечером мама и папа сплели на лавочке у полъезла нашего большого нового лома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Нал моим ломом к сожалению сеголня совсем не плывут облака (С. Козлов).
3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.
Замените сочетание существительное - существительное сначала сочетанием существительное ~ притяжательное прилагательное, затем существительное - притяжательное местоимение.
Нора лисы — лисья нора — её нора: хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога мелвеля; слелы зайца; ял змеи; гнёзла птиц; верность лебеля; вещь сестрицы; плаш папы; левочка соселей.
1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?). затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).
1. Я встретил его. — Это была его куртка. 2. Я сразу узнал её. — Её голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. — Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени жлать его. — К его лому полъехал красный автомобиль. 5. Её всегда интересовала классическая музыка. — Я всегла восхищался её голосом.
2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.
1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.
2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.
1.... на уме. 2. Не в.... 3. Вышел из.... 4. Скупой... добра хочет. 5. Бранить — ... тешить! 6. Не делай другому то. чего сам... не желаешь. 7. Когда ... хочешь добра, то никому не детай зла. 8. Чего ... не хочешь, то и другом}- не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над ....
Проверьте свои знания
Найдите неточность в утверждении.
1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.
2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоём.
3. Местоимения его, её, их изменяются по падежам.
Редактирование
1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж
Полон стол игрушек и сластен — и всё это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно...
Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на жёлтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.
Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал. Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.
По В. Катаеву
Порядковые числительные
|