укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Несклоняемые имена существительные
12:24
Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые имена существительные

Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Почему необходимо правильно определять рол несклоняемых существительных?
В русском языке выделяются слова, которые не изменяются по числам и падежам, то есть не склоняются. Это несклоняемые имена существительные.
В основном несклоняемыми являются заимствованные слова: шоссе, кофе, пальто, какаду, радио, Гюго. Также несклоняемыми являются сложносокращённые слова (НАТО. ГЭС. ООН).
2. Используя материалы таблицы, расскажите, как определять рол несклоняемых существительных.
Внимание!
Не склоняются украинские фамилии, обозначающие лиц мужского и женского пола, на -ко: Тарас Шевченко, Ольга Бутенко, Иван Целуйко.
Также не склоняются фамилии, которые обозначают лиц женского пола и оканчиваются на согласный: Марина Швец, Арина Берг, Светлана Хмель, Анна Богачук.
3. С примерами несклоняемых существительных, которые приведены в таблице, составьте словосочетания прилагательное~ существительное.
1. Прочитайте стихотворение А. Хаита о том. как не надо говорить. Какое свойство некоторых существительных обыгрывает автор?
Как-то рано поутру                            Вот сидим мы с ним в кине
С другом сели мы в метру                Без пальта и без кашне...
И поехали в метре                            А вернее — я и ты
Фильм смотреть о кенгуре.               Без кашна и без пальты.
Любит кнны детвора. Если в кинах кенгура Холит-бродит по шоссу. Носит в сумке шимпанзу.
Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян... Тут и взрослый, сняв пенсию. Хохотал на всю виню.
Кенгуру в кафу зашёл. Занял там свободный стол, II сидит за доминой С шимпанзой и какадой.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать — Будут польта выдавать!
2. Выпишите словосочетания с несклоняемыми существительными, устраняя ошибки в их употреблении. Укажите главное (х) и зависимое слово.
Образец. Сели в метро.
2.  Восстановите и запишите словосочетания. Подчеркните несклоняемые существительные. Нал слогом, правильное произношение которого необходимо запомнить, запишите в транскрипции его звуковое значение.
Торт. безе, из; изменения, в. интерьер: упражнения, с. гантель; договориться, интервью, об; сесть, такси, в; прабезе во. пенальти, на; работать, компьютер, за; ухаживать.     гантель орхидея, за; строить, модель, по; место, партер, в; новости.      партер ТВ. по; вопросы. ВНО. по; играть, пианино, на.
3. Укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово. 
Запишите фамилии адресатов, которым отправляют письма, в форме дательного падежа.
Образец. Анна Верник — Анне Верннк. Илья Верник — Илье Верни ку.
Александр Соловей. Настя Соловей: Николай Медведь. Любовь Медведь; Пётр Швец. Елена Швец; Максим Сидорюк. Наталья Сидорюк.
Изложение
1.  Прочитайте отрывок из статьи Ю. Дружникова. Выпишите несклоняемые существительные. Составьте с ними словосочетания существительное -пршагателъное. Укажите роз несклоняемых существительных.
2.  Определите тему данного отрывка. Докажите, что ему свойственен такой признак, как связность (укажите средства связи предложений). Можно ли этот отрывок назвать текстом? Какие структурные элементы текста в нем отсутствуют?
В австралийском заповеднике я фотографировал кенгуру, какаду, чёрных лебедей, лирохвостов, летучих белок, опоссумов, смешную серенькую птичку, которую звали -палач».
В Австралии нет хищников. Единственный хищник — динго. И то его считают одичалой домашней собакой, некогда привезённой сюда с островов пелага.
Стоит увидеть добрейшую физиономию коала, и становится ясно, что такие наивные, доверчивые чудаки могли появиться лишь в стране, не знающей хищников. Коала — маленький медвежонок, величиной с подушку, не больше. Целыми днями он висит на деревьях. Поест листьев эвкалипта И дремлет. Он презирает суету, всяческие стремления и поиски. Он всем доволен, лишь бы его не беспокоили.
3. Напишите изложение текста, добавляя к названиям животных определения-прилагательные.
1. Прочитайте текст упражнения 139. Составьте на его основе высказывание в научном стиле: заметку для научного журнала или ответ на уроке географии и т. п.
2. Запишите составленный вами текст.
1. Рассмотрите план морфологического разбора имени существительного на с. 43. Какие признаки имени существительного являются постоянными, а какие- непостоянными?
2. Спишите предложение. Сделайте морфологический разбор именисушесвн-тельного игрушка по образцу.
Родители купили сестрёнке новую игрушку.
Образец. В Киев мы ехали на поезде, (на)поезде
I. Часть речи — суш., значение — предмет.
II.  Морфологические признаки:
1.  Н. ф. — поезд.
2.  Пост, признаки: нарнц.. неодуш.. м. р.. 2-е скл.
3.  Непост, признаки: П. п.. ед. ч.
III. Синтаксическая роль — дополнение.
Проверьте свои знания 
"Третий лишний»
1. Анна Бурень. Марина Стратппчук. Алла Мисюра.
2. Леониду Головко. .Александру Костенку. Михаилу Сторожко.
3. Жюри. лето, пальто.
Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите эти признаки у данных существительных.
Ровно, шимпанзе, леди.
Продолжите предложение, включив в него список произведений с указанием авторов. Названия произведений выделите кавычками.
Учитель литературы рекомендовал., нам прочитать замечательные произведения зарубежных авторов....
Три мушкетёра. Александр Дюма.
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. Даниель Дефо.
Приключения Тома Сойера. Марк Твен.
Золотой жук. Эдгар По.
Овод. Этель Лилиан Войнич.
Хижина дяди Тома. Гарриет Бнчер-Стоу.
Рождественская история. Черльз Диккенс.

Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные. Падежи имён существительных