укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Отрицательные местоимения. Не и ни в отрицательных местоимениях
12:31
Отрицательные местоимения. Не и ни в отрицательных местоимениях

Отрицательные местоимения. Не и ни в отрицательных местоимениях

Прочитайте отрывок из стихотворения. Формы каких разрядов местоимений обыгрываются в этом стихотворении?
Кто чей
— Чей ты. чей. лесной ручей?
—  Ничей!
—  Но откуда ж ты. ручей?
—  Из ключей!
—  Ну. а чьи же ключи?
—  Ничьи!
— Чья берёзка у ручья?
—  Ничья! О. Беоарев
1.  Используя материалы схемы на с. 154 составьте высказывание оботрица-тельных местоимениях: 1) что обозначают: 2) как образуются: 3)как изменяются. Сверьте свои ответы с теоретическим материалом параграфа.
Отрицательные местоимения выражают отсутствие какого-либо лица, признака предмета, количества: никого, ничего, ничей.
Отрицательные местоимения образуются от относительных местоимений с помощью префиксов не-, ни-: нечего, не с чем, никто, никого, никому, ни к чему, ни о чём.
2.  Грамматические признаки отрицательных местоимений совпадают с грамматическими признаками неопределённых, вопросительных и относительных местоимений. Используя материал о вопросительных местоимениях (сч. упражнение 369). расскажите о грамматических признаках отрицательных, неопределённых, вопросительных и относительных местоимений.
Сделайте словообразовательный разбор отрицательных местоимений. От каких местоимений они образуются?
Никому -— кому, ничей, некого, никакой, ничем.
1.  Прочитайте друг другу вслух пары словосочетаний. Сопоставьте произношение не-, ни- в отрицательных местоимениях в каждой паре. В каких местоимениях невозможно допустить ошибку при выборе написания гласной в не-, ни-? Почему? Какая гласная в префиксах отрицательных местоимений пишется в слабой позиции? Как вы обнаруживаете слабую позицию?
Нечто странное — ничего странного; винить некого — никого не обвинять; говорить не о чем— ни о чём не рассказал; делать нечего — ничего не делать; обсуждать не с кем — ни с кем не обсуждал.
2.  Прочитайте правило написания отрицательных местоимений. Подготовьтесь ответить на вопросы: 1) почему в правиле говорится только о префиксе ни-? 2) в каком случае отрицательные местоимения пишутся одним словом?
Префикс ни- в отрицательных местоимениях — безударный, в нём пишется буква и: никому, ничей.
Если между ни или не и местоимением стоит предлог, местоимение пишется в три слова: ни а чём, ни для кого, ни к кому.
1.  Сформулируйте правило, используя материалы схемы. Приведите примеры.
2.  Сопоставьте правило написания отрицательных местоимении для русского и украинского языков. Укажите положения, которые совпадают. Назовите различия.
1.  Прочитайте вслух пары предложений, сопоставляя произношение не-, ни-в отрицательных местоимениях в каждой паре. Объясните, почему невозможно допустить ошибку при выборе гласной в префиксе не-? Как вы определяете слабую позицию гласной в префиксе ни-?
2.  Спишите. В отрицательных местоимениях поставьте ударение.
1.  Скучен лень ло вечера, коли лелать нечего (Пословица). Мы с Галей ничего им не сказали (В. Железников). 2. Расплачивался мне было нечем. Георгины вель ничем не пахнут (В. Одноразов). 3. Обидеть каждый может, а пожалеть некому (Пословица). Собака никому не принадлежала (Л. Андреев).
3.  Подчеркните отрицательные местоимения как члены предложения. Укажите их падеж.
Спишите предложения, вставляя отрицательные местоимения. Подчеркните в них все члены предложения. Укажите падеж местоимений.
1. Катя ... не ответила. 2. Мы ... не встретили. 3. Мама... не спросила. 4.... не было точного ответа. 5. Он ... не поздоровался.
1. Спишите предложения, записывая отрицательные местоимения с предлогами. Обозначьте условия выбора отрицательных местоимений.
1. (Н..какпх. при) обстоятельствах Игорь не отказался бы говорить (А.Рыбаков). 2. Глуп совсем, кто не знается (н..кем. с) (Пословица). 3. Денег при себе больше (н..кого. у) не оказалось (Н. НадежЬина). X. (Нікого, у) не возникало (н..)какого сомнения (А. Рыбаков). 5. Никогда я думаю (н..кем. с) такого не было (А. Битое).
2. Сделайте морфологический разбор одного отрицательного местоимения.
Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание префикса при-, корней с чередованием.
(Н..)к чему не пр..к..саться. (н..)к чему не пр..к..снуться. (н..)к чему пр..л..жить. (н..)кому не предл.тать. (н..)кто не пр..б..рает. (н..)кто не пр..б..рет. (н..)зачем пр..п..раться. (н..)к чему пр..п..раться.
1.  Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания.
2.  В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы. Объясните написание не со словами.
1.  За какие(нибудь) две недели я думаю (н.-)чего маршрут (не) изменится. 2. Мамапочему(то) (ни) за что (не) хотела верить что у меня есть хоть какие(ннбудь) хозяйстве.-ые способности (А. Алексин). 3. Надо где(нпбудь) сделать (не)большой пр..вал и обсудить дальнейший маршрут. 4. Я пон.лгал что следует пр..весті і в порядок комнату а в первую очередь чего(нибудь) перекусить но от тревоги у меня (н..) к чему (не) лежали руки. То и дело я забирался на подоконник (Ю. Сотник).
2. Сделайте морфологический разбор одного местоимения. 400
1. Запишите текст под диктовку.
2. Обменяйтесь тетрадями и без опоры на напечатанный текст проверьте работы друг друга, исправляя ошибки цветной ручкой.
3.  Повторно обменяйтесь тетрадями. Проверьте свою работу, сверяясь с напечатанным текстом. Если есть ошибки, исправьте и графически объясните их
Лень прошёл благополучно, но в ночь Маша занемогла. Послати в город за лекарем. Он прпехат к вечеру и нашёл больную в бреду. Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба.
Никто в доме не знал о предполагавшемся побеге. Её горничная никому ни о чем не говорила
А. Пушкин
Укажите в тексте устаревшие слова. Какие слова соответствуют им в со-
Проверьте свои знания
"Четвёртый лишний
1. Н..кто не знает: н..чего не нужно; а.чему удивляться; н..что не поможет.
2. (Нн)кто. (не)кем. (нн)чему. (нн)с(чем).
1.  Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2.  Подчеркните местоимения как члены предложения. Укажите их разряд.
(Несколько дней я слонялся со своим киноаппаратом по гор.ду. ожидая, что случится какое(нибудь) происшествие, но (н..)чего не случаюсь. Я надоел всем родным и знакомым. ра..прашпвая их не готовится ли какое(ннбудь) интересное событие, но так (н..)чего и не узнал.
Ю. Сотник

Неопределённые местоимения. Не в неопределённых местоимениях