16:12 Посещать ли языковые школы и курсы? | |
Посещать ли языковые школы и курсы?Ни для кого не секрет, что огромное количество людей, решивших наконец серьезно заняться языком, отправляются в языковую школу и через какое-то время покидают ее, разочарованные. Действительно ли там все так плохо или виной всему наши неоправданные ожидания? Истина, как обычно, лежит где-то посередине. Школа как бизнес Очень многие идущие на курсы иностранных языков считают, что идут за результатом и школа должна этот результат обеспечить. Это не совсем так. Школа не продает Результат. Школа продает услугу под названием «Организация учебного процесса». То есть за определенную плату на определенное время школа предоставляет вам помещение и преподавателя, который будет вам говорить, что, в какой последовательности и с помощью каких учебных пособий делать. Все. Результат с помощью всего этого вы должны обеспечить себе самостоятельно. Кто нас учит Наиглавнейшим своим преимуществом школы считают преподавателей-носителей языка, поминая своих сертифицированных преподавателей к месту и не к месту. В реальности факт наличия у преподавателя хваленого сертификата CELTA означает всего лишь, что человек прослушал четырехнедельные, а при определенном стечении обстоятельств – и более короткие курсы. Научиться чему-то за этот срок, конечно, можно, однако гораздо больший вес имеет опыт преподавания, и не просто опыт преподавания где угодно кому угодно, а опыт преподавания именно взрослым студентам. В высокую квалификацию двадцатилетнего преподавателя (а таких в языковых школах большинство) как-то не очень верится. Если вам очень хочется хотя бы приблизительно оценить квалификацию и опыт преподавателя, спросите его, кому и в каких странах он преподавал язык до этого. Если это молодой человек, с большой вероятностью Украина будет его первой страной или второй – после Южной Кореи или другой страны Юго-Восточной Азии, где требования к квалификации преподавателей не так высоки, как, к примеру, в Европе, где он, скорее всего, обучал маленьких детей. Собственно, именно высокая конкуренция среди преподавателей и недостаток опыта приводят молодых и не очень преподавателей на постсоветское пространство. Большинство из них куда как с большим удовольствием отправилось бы, скажем, в Испанию. После достаточно долгого периода наблюдений я поделила для себя преподавателей языковых школ на две неравные группы: Лузеры – как правило, недавние выпускники университетов, не сумевшие найти работу в своей стране. Граждане мира – авантюристы-путешественники. Граждане мира часто владеют еще какой-нибудь, часто творческой, профессией, преподавание же для них – всего лишь способ получить жилье, визу и заработать немного на жизнь. Среди моих преподавателей была журналистка, которая в свободное от преподавания время писала в различные издания, и музыкант, который по вечерам играл в барах. Понятно, что преподавание они своим делом жизни не считали, и качество преподавания было соответствующим. Их, честно говоря, трудно винить, принимая во внимание мизерные зарплаты, которые платят школы. По причине смешных зарплат преподаватели, едва приехав и оглядевшись, пытаются набрать частных уроков помимо часов, которые они должны отработать в школе по контракту. И многие находят, ибо спрос велик. То есть вполне возможно, что, придя на занятия в вечерней группе, вы обнаружите в классе преподавателя, отучившего пару дневных групп и давшего пару-тройку уроков one-to-one и главная задача которого на данный момент – не упасть со стула. Это, конечно, проблема не ваша, и вы тоже пришли после полного рабочего дня, но скандалить тут не имеет смысла – систему вы не переделаете. Нужно или уходить и искать другие способы изучения языка, или пытаться извлечь пользу из того, что есть. При ваших определенных навыках даже неопытный и насмерть уставший преподаватель может оказаться полезным. Так что же со всем этим делать, чтобы получить результат? Для начала – понять и принять факт, что ваши представления об уроках в языковой школе могут очень сильно отличаться от действительности. Школы сейчас все повально используют коммуникативную методику, которая – внимание! – вовсе не предполагает, что преподаватель будет уделять энное количество времени каждому студенту персонально. Если вам это нужно – ищите репетитора. Коммуникативная методика работает совсем по-другому. В основе коммуникативной методики лежат два основных принципа. Первый – исключение из процесса обучения местного языка как посредника. Это позволяет избежать ошибок использования грамматических конструкций местного языка в английском предложении. В общем-то, это верно (кто из нас хоть раз в жизни не сказал «depend from» вместо «depend on?»), но работает в основном у детей, и я подозреваю, что главной целью тут являлось обеспечение возможности использовать один и тот же учебник во всех странах мира, что позволяет неплохо заработать издательствам. Второй – говорение. Это физическая деятельность, язык – это мышца, и его нужно тренировать, как любую мышцу, – многократным повторением, а это значит, что большую часть занятия студент должен говорить. Отсюда эта так нелюбимая большинством наших студентов работа в парах и группах. Нравится вам это или нет – факт остается фактом: язык нужно тренировать и классная комната при коммуникативной методике имеет гораздо больше общего со спортзалом, чем со школьным кабинетом. Грамматика и словарный запас тоже важны, но они осваиваются, как правило, в процессе выполнения домашнего задания, главная же цель вашего нахождения в классной комнате с 19 до 21-го – тренировка мышцы языка. Нужно использовать каждую возможность поговорить. А поскольку преподаватель не может говорить со всеми студентами одновременно, остается один выход – студенты должны говорить друг с другом. Даже если вам достался партнер, который не в состоянии связать двух слов, это не значит, что вы должны молчать тоже. Молчать можно дома, причем совершенно бесплатно. Говорите за двоих. Задавайте партнеру вопросы, сами на них отвечайте, да хоть анекдоты ему рассказывайте, какая разница! Что делать с ошибками? Понятно, что преподаватель не в состоянии исправлять все ошибки. Он, если вы помните, уже отучил часов этак шесть (либо, если группа утренняя, пытается справиться с жестоким похмельем) и у него сейчас единственное желание – чтобы это все поскорее закончилось. Понятно, что говорить сразу грамотно не получится, но, чтобы начать говорить правильно, нужно сначала начать говорить хоть как-нибудь. Если вы регулярно повторяете грамматику, то через какое-то время сами начнете замечать свои ошибки, пусть даже и задним числом. Сказал – понял, что сказал что-то не то, – посмотрел в учебник – исправился. Все, больше этой ошибки вы уже не сделаете. Что делать, если предмет обсуждения вам не интересен и вы не знаете, что сказать? Мой совет – врите, пардон, фантазируйте. Не знаете что сказать – придумайте историю. У вас нет цели говорить правду и только правду. Ваша группа – не общество анонимных алкоголиков, и вы не в суде под присягой. И преподаватель дал вам тему совсем не потому, что ему до смерти хочется узнать, что вы думаете о безработице, проблемах экологии или глобальном потеплении. Ему, скорее всего, вообще все равно, у него похмелье-усталость-маленькая зарплата-чокнутый сосед по квартире и прочая чепуха. Он всего лишь хочет, чтобы вы говорили. Ну и говорите, чем больше – тем лучше. У языковой школы со всеми ее недостатками все же есть кое-какие преимущества. Я знаю уйму людей, способных вызубрить грамматику самостоятельно, но людей, способных самостоятельно регулярно тренировать речевой аппарат, читая вслух и разговаривая с самим собой, гораздо меньше. Далее, при достижении определенного уровня, становится интересно послушать живую речь и еще интереснее выяснить, понимают ли тебя нейтивы. Частные уроки в этом плане очень эффективны, но для меня это, во-первых, дорого, во-вторых – скучно. Группа меня гораздо больше мотивирует, плюс дает возможность общаться и заводить новые знакомства. Поэтому на данный момент я все-таки выбрала языковую школу, хотя главными критериями для меня являются удобное место и время, а совсем не сертификат преподавателя. Источник: Школа Жизни | |