15:00 Проблемы поголовной проверки знаний | |
Проблемы поголовной проверки знанийАнализ проблемных аспектов проведения мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе. Юридические аспекты Приказ Министерства образования и науки Украины № 995 от 17.07.2013 г. указывает, что мониторинг проводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 1283 от 14.12.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества образования». Но в пункте 13 этого Порядка сказано, что «Мониторинг проводится исполнителями в пределах средств, предусмотренных им в соответствующих бюджетах, а также за счет других источников». К сожалению, местными бюджетами на 2013 год не предусмотрены расходы на проведение мониторинга качества образования в 5-х и 10-х классах муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе на приобретение сборников заданий и оплату работы учителей при проведении мониторинга. Кстати, дополнительная оплата работы педагогов в ходе проведения мониторинга является обязательным потому, что эти контрольные работы не предусмотрены в учебных программах и не входят в тарификации учителей. Кроме того, оплата за проверку письменных работ учащихся не предусмотрена нормативными документами по большинству предметов, включенных в порядок проведения мониторинга. Таким образом, все расходы на проведение мониторинга (обеспечение учебных заведений сборниками заданий и оплата труда педагогов за рамками учебного плана и тарификационной нагрузки) должны осуществляться в соответствии с п. 13 постановления Кабинета Министров Украины № 1283 от 14.12.2011 г., а именно, исполнителем проведения мониторинга (п. 1.2. приказа МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г.) ‑ Институтом инновационных технологий и содержания образования. Также следует отметить, что приказ МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г. не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, поэтому он не является нормативно-правовым документом, на основании которого органы местной власти и самоуправления могут осуществлять соответствующие расходы из местных бюджетов на проведение мониторинга качества образования в муниципальных образовательных учреждениях. Кроме того, проведение мониторинга качества образования вместо учебных часов инвариантной части учебного плана не предусмотрено базовым учебным планом Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 1392 от 23.11.2011 г., а также утвержденными учебными программами. Если же МОН Украины предусматривает участие педагогических работников в проведении мониторинга качества образования на безвозмездной основе, но сверх тарификационной нагрузки учителей, то приказ МОН необходимо было бы согласовать с Центральным комитетом профсоюза работников образования. Таким образом, проведение мониторинга качества образования может проходить только вне учебного процесса. Как следствие, это приведет к перегрузке учащихся сверх предельно допустимой нагрузки, а также к необходимости дополнительной оплаты труда учителей сверх тарификационную нагрузку. Методические аспекты Приказом МОН Украины № 995 от 17 07 2013 г. предусмотрено проведение мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения, в том числе в основной школе. Мониторинг планируется провести в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности. Напомним, что согласно с законодательством в перечень учебных заведений входят также высшие учебные заведения І‑II уровней аккредитации и профессионально-технические учебные заведения, предоставляющие полное среднее образование. В то же время, «Методическими рекомендациями по проведению мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе» (Письмо Института инновационных технологий и содержания образования № 14.1/10-2824 от 27. 08. 2013 г.) предусмотрено проведение мониторинга качества образования по результатам обучения в основной школе только для учеников 10-х классов общеобразовательных учебных заведений. Напоминаем, что около 50 % выпускников основной школы продолжают обучение в вузах I‑II уровней аккредитации и заведениях профессионально-технического образования и не участвуют в мониторинге качества образования. Следствием исключения определенных категорий выпускников основной школы, тем более в таком количестве (50 %), является признание выборки для проведения мониторинга нерепрезентативной, и, как следствие, результаты такого мониторинга ни в коем случае нельзя признавать объективными. Вопрос: кому нужен такой полуфабрикат и какие выводы и рекомендации можно сделать на этом основании? Видимо, тоже полуфабрикат. Но это уже эмоции, извините. Также, проведение мониторинга качества образования на седьмой неделе текущего учебного года (напомним, что в этом учебном году уже будет проведено от шести до 24-х уроков по соответствующим предметам) приведет к тому, что результаты мониторинга качества обучения в предыдущем учебном году нельзя будет признать «чистыми» из-за очень большой погрешности в итоге. Следует также отметить, что приказом МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г. определено направление проведения мониторинга: «результаты учебной деятельности учащихся в начальной и основной школе». Но результат «учебной деятельности учащихся» уже проверен во время государственной итоговой аттестации в мае прошлого учебного года. Поэтому повторная проверка усвоения учебного материала является или недоверием к объективности работы государственных комиссий (на каком основании?), или проверкой долговременной памяти выпускников и, следовательно, никак не проверкой «результатов учебной деятельности». Возможно, было бы целесообразным определить направлением проведения мониторинга «качество (или результативность) предоставления образовательных услуг в начальной и основной школе». Но в этом случае тестировать нужно было бы уже не «стрелочника» ‑ ученика, а условия учебно-воспитательного процесса, материально-техническое, научно-методическое, кадровое обеспечение учебных заведений, проблемные вопросы в организации учебно-воспитательного процесса. А это уже, разумеется, «деятельность государства, органов власти и управления, тех, кто предоставляет услуги». В таком случае и результаты мониторинга, и проблемы, влияющие на качество образовательных услуг, можно было бы учесть в дальнейшей деятельности и определить степень их влияния на обеспечение качества образования. Организационные аспекты Результативность учебной деятельности учащихся проверяется при проведении государственной итоговой аттестации (согласно Положению о ГИА). Поэтому мониторинг можно проводить до проведения государственной итоговой аттестации. В таком случае мониторинг может и должен определить проблемы и помочь достигнуть лучшего результата. А это и есть его ведущая цель. Проведение же мониторинга после официального результата имеет совсем другую цель. Также, проведение мониторинга качества образования средствами тестирования ни в коем случае не требует «поголовной» проверки. Опыт проведения мониторинговых исследований TIMSS и других показывает, что есть более рациональные, более объективные и более репрезентативные варианты проведения мониторинговых исследований. Должно быть и продолжение, но, надеюсь, этого достаточно для продолжения дискуссии. Источник: http://ru.osvita.ua/
| |