Простое и сложное предложение. Члены предложения. Пунктуация в простом и сложном предложениях
1. Восстановите отрывок из рассказа А. Чехова «Мальчики». Для этого расположите реплики диалога в такой последовательности: 1) реплика, содержащая вопросительное предложение: 2) реплика, содержащая повествовательные предложения: 3) реплика, содержащая побудительные предложения.
2. Запишите восстановленный текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте префиксы.
— Ах! — сп..хватіілся Володя. — Это. честь имею пр..дставить. ученик второго класса Чечевнцын!.. Я пр..вёз его с собой п..гостить у нас.
— Володечка, а это же кто? — спросила ш..потом мать.
— Очень пр..ятно. милости просим! — сказал радос.но отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука... Пожалуйте! Наталья, помоги господину Чечевнцыну ра.леться! Господи боже мой. да пр..гоните эту с..баку! Это наказание!
3. Охарактерівуйте предложения по эмоциональной окраске.
4. Расскажите, используя примеры из данного текста, о видах предложений: по цели высказывания: по эмоциональной окраске.
1. Прочитайте предложения. Назовите в каждом из них подлежащее и сказуемое. Почему такие предложения называются нераспространёнными?
2. Распространите предложения, вставляя слова, которые подходят по смыслу и отвечают на вопросы, данные в скобках. Текст запишите. В каждом предложении подчеркните все члены предложения.
Послышался (какой?) шорох (чего?). (Где? как?) засветились (какие?) огоньки. (Какие?) огоньки (как?) двигались (где?). Они (как?) приближались (к кому?). Малыш испугался И (как?) вскрикнул. (Какие?) огоньки (как?) приостановились и (как?) замурлыкали.
3. Какие предложения называются распространёнными?
1. Припомните всё. что вы знаете о второстепенных членах предложения: 1) на какой вопрос отвечает? 2) чем выражен? 3) как графически выделяется? Используйте материалы упражнения 12 и информацию, которую можно извлечь из правила-помощника.
2. Прочитайте первое задание к упражнению 12. Охарактеризуйте предложения этого задания по цели высказывания. Почему именно такие предложена чаше всего встречаются в заданиях?
Как научиться правильно расставлять в предложении запятые
1. Прочитайте предложение молча, вдумайтесь в его смысл.
2. Прочитайте предтожение вслух, наблюдая за своей интонацией (интонация перечисления, звательная интонация, интонация вводно-сти. союзы а, но, что, чтобы, который, какой, если, когда, куда и др.)
3. Объясните, почему необходимо поставить запятую (однородные члены предложения, обращение, вводное слово, части сложного предложения, связанные союзами и, а, но).
1. Прочитайте предложения, соблюдая рекомендации, данные в памятке • Как поучиться правильно расставлять в предложении запятые*. Определите, какой схеме соответствует каждое предложение (см. материал оля справок).
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. После каждого предложения начертите его пунктуационную схему.
1. Ясное небо утренняя свежесть роса ветерок пение птичек наполняли сердце Лизы мтаденческой веселостию. 2. Я уже сказывал что я занимался литературой. 3. Заиграл рожок и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. 4. Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. 5. Конечно всяком)* вольно смеяться над некоторыми их странностями. 6. Постарайся Настя увидеть Алексея Берестова (Л. Пушкин).
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения. Укажите побудительное предложение.
4. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, которые предупреждают о необходимости поставить запятую в предложен ни.
Я часто слышал от пожилых людей что внуков любят ещё сильнее чем своих собственных детей. Я этому не верил... Но оказалось что это действительно так. Наверно потому что внуки приходят к нам в ту позднюю пору когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней а одиночества.
А. Алексин
1. Спишите высказывание К. Паустовского. Объясните его смысл.
2. Подчеркните все члены предложения.
Знаки препинания — это как ноты. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
3. Используя приведенные ниже элементы предложений, перелайте разными способами смысл предложения с помощью повествовательного и побудительного предложений.
1. Нужно.... так как....
2. Если неправильно ставить .... то ....
3. Правильно расставляйте .... потому что ....
4. Уберите знаки препинания, и ....
4. Запишите одно повествовательное и одно побудительное предложения. Докажите, что составленные по данным опорам предложения являются сложными.
1. Из двух простых предложений составьте сложное, используя данные в скобках союзы.
2. Запишите сложные предложения. Составьте схему каждого предложения.
3. В каждой части сложного предложения подчеркните грамматическую основу. Укажите нераспространённое предложение.
1. Время шло. Никто не приходил (но) (В. Брагин). 2. Автобус мчался по шоссе. Мы бежали вдать дороги (а) (Ю. Коваль). 3. Мы разговаривали, по-видимому, так дружелюбно. Иван Пгнатьич от радости проболтался (что) (А. Пушкин). 4. Солнце уже пригреваю. Лень производил впечатление осеннего, а не летнего (но) (В. Обручев). 5. На рассвете подул довольно сильный северный ветер. Туман быстро рассеялся (и) (В. Обручев). 6. Прошла неделя. Между ними завелась переписка (и) (А. Пушкин). 7. Чекатннскнй нахмл*рился. Улыбка тотчас возвратилась на его лиио (но) (А. Пушкин).
4. Выпишите слова в которых звуков меньше, чем букв.
1. Выпишите сначала предложения с однородными членами предложения, соединёнными союзом и. Подчеркните однородные члены прехдоження, укажите слово, к которому они относятся (х). Затем запишите сложные предложения, подчеркните в них подлежащее и сказуемое.
2. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Лнзавета Григорьевна ушла в свою комнату и восток призвала Настю. 2. Заря стояла на востоке и золотые беседовать ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3. Я пришёл к Снльвио в назначенное время и застал у него почти весь полк. 4. Я подал Дуне чашку чая и мы втроём начали беседовать. 5. Я вышел в отставку и удалился в это местечко (Л. Пушкин).
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения
4. Укажите в выделенных словах основу слова и окончание.
1. Прочитайте незавершённые прехіоження. Проанализируйте пунктуационную ситуацию: интонацию, смысл, синтаксические условия.
2. Спишите незавершённые предложения, расставляя знаки препинания. После каждого предложения начертите его пунктуационную схему.
І. Время прошло и мы... 2. Подул сильный ветер и листва... 3. Мы шли по лесу и наслаждались... 4. Учитель предупредил что... 5. Уже все собрались когда... 6. Завтра наверное... 7. Я безусловно... 8. Ребята завтра мы...
1. Разыграйте диалог. Назовите слова обращения. с которыми Виктор Попов обращается к Серёже Сыроежкину. Как они характеризуют самого Виктора? Каким вы себе его представляете?
2. Укажите в тексте реплики диалога и сопровождающие их слова автора. Запишите реплики и слова автора в виде прямой речи.
коридор карман
Попова, задумчивого, серьёзного старшеклассника. Сыроеж-кин сторонился после одного происшествия. Серёжка бежал по коридору, как вдруг резко распахнулась дверь и треснула его по голове. Случайный виновник этого удара — Виктор Попов — был. видимо, занят своими мыслями. Попов бросил на ход}"
— Эй. малыш, осторожнее!
Тут Серёжка взбесился. Не потому, что подучил здоровенную шишку на лбу. Его взбесило само обращение.
— Какой большой нашёлся! — процедил он сквозь зубы.
Попов с удивлением оглядел незнакомую фигуру. Неожиданно он спросили:
— Послушай-ка. забияка, скажи мне лучше, что такое * Альджебр и альмукабала»?
Сергей ничего не ответил. Он расставил пошире ноги и сунул руки в карманы брюк.
— Пора бы знать, молодой человек, что это — математическое сочинение девятого века, которое дало название атгебре. — сказал Виктор.
По Е. Велтистову
3. Выпишите выделенное предложение. Сделайте его синтаксический разбор.
4. Укажите вопросительные и побудительные предложения. Охарактеризуйте их по эмоциональной окраске.
1. Спишите предложения.
2. Подчеркните однородные члены предложения как члены предложения.
3. Составьте схемы предложений.
1. Волна и камень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой (Л. Пушкин). 1. Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду (А Чехое). 3. Появление Гарта не произвело ни на мальчишек.
ни на старика никакого впечатления (К. Паустовский). 4. Слышны смех и говор її плесканье купающихся (Л. Толстой). 5. Савельич посматривал с подозрением то на хозяина то на вожатого (А. Пушкин).
1. Из двух простых предложений составьте сложные, используя данные в скобках союзы.
2. Запишите сложные предложения. Составьте схемы предложений.
3. В каждой части сложного предложения подчеркните грамматическую основу.
1. Началась гроза. Дети бросились бежать домой (и). 2. Гром гремел и лил дождь. Лес пел свою мрачную песню (а). 3. Туча пролилась, ушла. Солнце засияло на нашим садом (и). 4. Был уже весенний месяц март. По ночам деревья трещали, как в декабре (но).
Проверьте свои знания
1. Побудительное, повествовательное, восклицательное, вопросительное.
2. Определение, подлежащее, дополнение, обстоятельство.
1. Просмотрите материалы § 2-3. Поочерёдно называйте синтаксические темы, связанные с признаками прехтоженіи и членами предложения, которые вы повторили. Победителем считается тот. кто назовёт последнюю тему.
2. Поочерёдно называйте пунктуационные темы, которые вы повторили. Победителем считается тот. кто назовёт последнюю тему.
1. Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания.
2. Подчеркните однородные члены предложения, соединенные союзом и. укажите слово, к которому они относятся. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы.
Тёплый дождик шёл всю ночь. Он начался в апреле и кончился в мае. В девятом часу утра ветер унёс последние капли и море курилось парным туманом. Горизонт отсутствовал и купальни как бы висели в молочном воздухе. Лишь извилистые отражения свай покачивались на волне.
В. Катаев
3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
О богатстве русского языка. Справочно-информационный портал грамота.ру
|