укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Род имён существительных. Существительные общего рода
12:09
Род имён существительных. Существительные общего рода

Род имён существительных. Существительные общего рода

1.  Составьте с данными словами словосочетания существительное - прилагательное или существительное - глагол прошедшего времени.
2.  Укажите род существительных.
ГАИ. телефон, желание, брошюра, ламинат. впечатление, волна, герой. ТЮЗ. удивление, миксер, чудо, зарязка. вуз. ночь.
Сочинение
1.  Со словами из первой колонки составьте письменно небольшой текст «На ярмарке», используя глаголы-сказуемые в форме прошедшего времени.
2.  Укажите род существительных.
Говорите правильно!
отборный картофель (рус.) — добірна картопля (укр.) дикая собака (рус.) — дикий собака (укр.) красивая роспись (рус.) — гарний розпис (укр.) деревянная посуда (рус.) — дерев'яний посуд (укр.) маленькая птица (рус.) — маленький птах (укр.) осенняя ярмарка (рус.) — осінній ярмарок (укр.) успешная продажа (рус.) — успішний продаж (укр.)
Диалог
1.  Прочитайте текст, в котором пропущены имена участников диалога. Можно ли определить, кто ведёт этот забавный спор на звание самого жадного жадины-: две девочки, два мальчика или мальчик и девочка? Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина?
2. Разыграйте диалог, продолжите его 2-4 репликами.
ЖАДИНЫ
... и... сидели за одной партой.
— Ты знаешь, а я — жадина. — говорит ....
— А я ещё жаднее.
—  Неправда, я жаднее, о чём бы меня ни попросили, я никому ничего не дам, потому что я — жадина.
— И я не дам. а ещё и чужое прихвачу.
— А я вообще всё подряд для себя хватаю, увижу на улице какую-нибудь дощечку — сразу домой тащу.
—  Ой. подумаешь! А я замечу какую-нибудь рваненькую бумажку — сразу в карман.
Спорщики так увлеклись, что даже не заметили, как рядом остановилась Нина Евгеньевна.
—  Ну вот что. — прервала ребят Нина Евгеньевна. — редко удаётся доставить людям такую радость. Берите в руки веники и подметайте школу, а за это я разрешу вам распихать весь мусор по своим карманам.
По И. Бутману
Анализ теоретического материала
1. Прочитайте информацию о роде имени существительного в таблице на с. 42 и сопоставьте её с теоретическим материалом параграфа. Почему по слову жадина невозможно было определить, кто участвует в диалоге (см. упражнение 102).
Род— постоянный морфологический признак имени существительного. Существительное может относиться только к мужскому ролу ИЛИ только к женскому. ИЛИ только к среднему роду: стол (м.р.), парта (ж. р.), окно (ср. р.).
Помимо мужского, женского и среднего рода есть существительные общего рода (на -а, -я), называющие качества людей. В тексте они могут относиться как к лицу мхжского, так и женского пола: Серёжа большой трудяга. Наташа большая трудяга. Это существительные общего рода.
2. Подставьте к слову жабина имя мальчика и имя девочки. Определите род существительного в каждом случае.
1. Запишите сначала существительные общего рода, называющие отрицательные качества человека, затем — существительные общего рода, называющие положительные качества.
Самоучка, кривляка, выскочка, попрошайка, зазнайка, неряха, невежда, забияка, обжора, зубрила, умница, плакса, работяга, трудяга, задира, молодчина.
2.  В какой ситуашш общения уместно употреблять существительные общего рода? Своё мнение обоснуйте.
1. Составьте по два предложения с существительными общего рода по образцу. Используйте прилагательные, данные в материале для справок.
Образец. Мой друг такой сладкоежка. Моя подруга такая сладкоежка.
Коллега, левша, торопыга, тихоня, сластёна, неженка, хитрюга, работяга, молодчина.
Для справок: такой, мой. наш. этот, большой, удивительный.
2. Запишите транскрипцию выделенного слова.
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте пунктуационные схемы предложений.
2. Укажите существительные общего рола, одушевлённые существительные, имена собственные.
1. Она была так рада что этот выскочка Димка Сомов попатся (В. Железникое)- 2. Я хотел по-хорошему спокойствие объяснить этому верзил е-воробью почему он не мог нас раньше видеть во дворе (В. Медведев). 3. Молодей! Работяга! похвалила меня мама (А.Алексии). 4. Громила смерил Артёма взглядом и пошёл на возмутителей спокойствия (Т. Крюкова).
3. Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения.
Имена существительные, называющие людей по профессии, роду занятии, должности, относятся к мужскому роду, но называют лиц как мужского, так и женского пола: врач, педагог, директор. Определение-прилагательное с такими существительными употребляется только в мужском роде: участковый врач Игнатов, участковый врач Игнатова.
Глагол-сказуемое в форме прошедшего времени употребляется в мужском роде, если речь идёт о мужчине, и в женском, если о женщине: участковый врач Игнатов выписал рецепт, участковый врач Игнатова выписала рецепт.
Это интересно!
Появление у таких слов, как педагог, врач, директор, психолог. возможности обозначать лица не только мужского, но и женского пола, а также употребление при них глаголов в форме прошедшего времени женского рода связано с тем. что женщины стати активно участвовать в тех сферах жизни, которые раньше считались мужскими.
Составьте предложения с именами существительными — названиями про-фесснй. Запиши их по образцу.
Образец. Молодой архитектор Петров взялся за чертежи. Молодой архитектор Петрова взялась на чертежи.
Секретарь, стилист, врач, педагог, психолог, стоматолог, библиотекарь, читатель, администратор, инженер, директор, профессор, дирижёр.
Обучающее списывание
Прочитайте текст. Укажите слова, называющие людей по ролу занятий. 2. Спишите текст, соблюдая последовательность действий при обучающем
списывании. К словам, называющим людей по роду их занятий, допишите
прилагательные-определения.
Я шёл в библиотеку. Сегодня надо слать книгу Фабра -Инстинкт и нравы насекомых*, которую я все     архитектор эти дни перечитывал.                       А вот и библиотека. Множество деревянных ко-     оиолиотёка лонн. а над ними крыша с острым шпилем и флюгером. Такое впечатление, будто архитектор уже начал строить здание, но потом передумал и изменил свои первоначальный план.
Кому не знакомо чувство читателя — помедлить, затянуть расставание с благородной и умной книгой. Но пора было сдать книги библиотекарю.
По В. Брагину
3. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова.
Словарь
Шпиль — вертикальное остроконечное завершение здания в виде очень сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды.
Флюгер — метеорологический прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Редактирование
1.  Исправьте ошибки в употреблении наименований профессий и должностей.
2. Спишите предложения в исправленном виде, вставляя пропущенные знаки препинания, кавычки.
1. Библиотекарша Антонина Васильевна предложила мне несколько книг: Повести Белкина А Пушкина. Робинзон Крузо Даниэля Дефо. Гарри Поттер Джоан Роулинг. 2. Лекторша Пвикова Ирина Андреевна демонстрировала фрагменты из научно-популярных фильмов: Когда природа даёт сдачи. Тайны Тихого океана. Хрупкий мир. 3. Наша повариха тётя Маша замечательно готовит блюда украинской национальной кухни: борш. галушки, вареники.
1.  Прослушайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания слов. Какую мысль пытался доказать Лёня ребятам? Составьте вопросы по содержанию текста и задайте их соседу (соседке) по парте.
2.  Выпишите существительные общего рода и существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках.
По дороге домой Лёня встретил знакомых ребят. Они стели на траве и что-то горячо обсуждали.
—  Лёня! Иди быстрее сюда! — крикнул ему Коська. — Мы вот тут спорим с Лизкой.
—  Они говорят, что Валька трусишка и хвастунишка. — резко сказала Лиза. — И я с этим совершенно согласна, но разве мы должны из-за этого бросить воспитывать волю и закалять характер? Ты только     характер посмотри на них! Один раздумал пить ледяную воду.
а другой уже и не собирается залезать в сад. где злая собака. Это. по-твоему, как — правильно?
—  Мне кажется, правильно. — робко сказал Лёня. — Зачем нужна храбрость, которая, кроме вреда себе и другим, ничего не приносит? Кому будет хорошо, если он будет пить ледяную воду и потом заболеет? Ему? Тебе? Его родителям? Нарочно простужаться, испытывать боль, чтобы закалить волю... Вы меня извините, но. по-моему, это... глупо.
3. Докажите, что этому отрывку свойственныосновные признаки текста.
4. Перескажите текст, дополняя рассказ своими размышлениями.
Проверьте свои знания
"Четвёртый лишний»
1. Картофель, роспись, ванна, печь.
2. Стол, собака, дядя. пень.
3. Забияка, обжора, солнце, умница.
4. Инженер, секретарь, актёр, администратор.
Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите морфологические признаки у существительных умница, дедушка, к учителю, в Простоквашино
Найдите неточность в утверждении.
1. Определение-пріїлагательное при словах врач, продавец, стилист, директор и других может стоять как в женском, так и в мужском роде.
2. Слова изменяются по родам.
1. Прочитайте отрывки из детских дразнилок. Укажите существительные общего рода. Почему в детских дразнилках используются существительные общего рода?
2. Спишите дразнилки, вставляя пропущенные буквы Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните написание окончаний глагола.
1. Бедный Федотка-сиротка плач.л: несчас.ный Федотка (К. Чуковский). 2. Ход..т ход. т попрошайка прост прост Дай-ка. дай-ка (С.Маршак). 3. Что ты плач..шь рёвушка рёвушка-коровушка? (А. Варто) 4. Спит лежебока без срока, спити вздыха..т глубоко Кабы ешё бы два бока! (Э. Мошкоеская.)
3. Укажите вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Собственные и нарицательные имена существительные