укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Текст и его основные признаки
12:50
Текст и его основные признаки

Текст и его основные признаки

1.  Просмотрите параграфы, посвященные теме данного раздела. Какой материал вам частично известен из изученного ранее на уроках русского и украинского языков?
2.  Какой материал является для вас совершенно новым?
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом параграфа. Какая информация о тексте и его признаках была уже известна а какая оказалась для вас новой?
В нашей речи язык существует в форме текста.
Текст — это связное высказывание на определённую тему.
Основные признаки текста:
•  Единство темы проявляется в том. что все предложения текста раскрывают его содержание, они связаны по смыслу.
Тема — это то. о чём или о ком говорится в тексте.
•  Наличие основной мысли (идеи) проявляется в том. что всё содержание текста направлено на то. чтобы убедить читателя в его основной идее (что-то доказать, с чем-либо ознакомить, дать оценку каком}'-либо событию и т. п.). Определить основную мысль текста можно, ответив на вопрос: «В чём хотел убедить читателя или слушателя автор?»
•  Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте проявляется в том. что каждое последующее предложение включает такие слова или построено таким образом, что становится ясной его связь с предыдущим предложением. Смысловая и грамматическая связь предложений осуществляется с помощью местоимений, лексических повторов, синонимов, союзов и т. п.
•  Членимость текста — это свойство текста делиться на абзацы. главы, части и т. д.
• Завершённость текста, его смысловая законченность предполагает, что в тексте раскрыта тема и чётко выражена основная мысль.
Эти признаки текста яатяются типичными. Наличие их всех в одном тексте не обязательно. В каком-то тексте могут присутствовать все признаки, а в каком-то — лишь часть из них. Обязательными являются наличие темы и основной мысли текста и их взаимосвязь. В этом проявляется основной признак текста — целостность.
2.  Назовите типичные признаки текста. Какие признаки являются самыми важными, без которых текст не может существовать?
3. Какие признаки могут отсутствовать в тексте?
1. Прочитайте восточную притчу и озаглавьте её. Выпишите ключевые слова, которые связывают текст в единое смысловое целое.
2. Сформулируйте тему и основную мысль текста
3. Докажите, что текст обладает всеми основными признаками.
Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями И приказал, чтобы каждый раз. когда он не сможет сдержать свой гнев, он вбивал один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно юноша научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Со временем молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
И вот настал тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Юноша рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, каждый раз когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать из столба по одном)- гвоздю.
Время шло. и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу И сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:
— Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе остаюсь дыр? Он уже никогда б жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человек*}- что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. II не важно, сколько раз посте этого ты извинишься, у человека всё равно останется шрам.
4. Согласны лн вы с тем. что сказал отец юноши? Выскажите свое мнение по поводу прочит энного.
Эксперимент
1.  Прочитайте отрывок. Обладает ли он связностью?
2. Докажите, что наличие только признака связности не достаточно для существования текста. Для этого ответьте на вопросы.
•  Какая тема заявлена в первом предложении? Раскрывается ли в отрывке заявленная тема?
•  Подчинены лн элементы содержания раскрытию темы?
•  Выражена ли в отрывке основная мысль?
•  Есть ли в нём ключевые слова, связывающие текст в единое смысловое целое?
Всё детство я мечтал о собаке. Собака — домашнее животное. Домашние животные — животные, которые были приручены человеком. Часть домашних животных является для человека источником материальных благ н услуг, а часть выступает как компаньоны, скрашивающие его досуг. Досуг — свободное время, не занятое делами.
1.  Прочитайте название текста. Предположите, каким будет его содержание.
2.  Прослушайте текст. Совпали ли ваши предположения с тем. что вы услышали? Что отражает название: тему или основную мысль текста?
3.  Повторно прочитайте текст, записывая ключевые слова, которые помогают раскрыть его тему и основную мысль. Какое слово выполняет в тексте самую важную роль и связывает его в единое смысловое целое?
4. Сформулируйте основную мысль текста, которая скрывается за его содержанием и значением всех единиц.
Три жизни одного дерева
Жило-было дерево. Оно выросло из семечка и было вначале тонким и нежным. Солнышко ласкало его своим теплом, дождик купал и поил его. ветер играл его листвой.
Дерево росло и крепло. И стало большим и могучим.
Деревья живут очень долго, но в конце концов стареют и умирают. 
У нашего дерева была иная судьба — пришёл человек И срубил его.
У дерева началась вторая жизнь. У него срубили ветки, сняли кору, и оно стаю бревном, гладким и блестящим. Из него и других таких же брёвен построили дом. крепкий и красивый. Брёвна   Г сияли на солнце и пахли душистой смолой.
Прошло много-много лет.
Солнышко высушило древесину, снег и дождь хлестали по бревенчатым стенам, и наше бревно из гладкого и блестящего превратилось в серое и шершавое, всё в трещинах и расколах.
Дом состарился, и люди не могли больше в нём жить. Крыша прогнила и обрушилась, брёвна расшатались. Ещё несколько лет — и дом погибнет под дождём и снегом.
Но однажды мимо шёл человек. Он увидел бревно, увидет. как солнце, дождь, ветер и снег потрудились над ним. — трещины были словно морщины древнего мудрого лица.
Человек был художником. Он увидет красоту старого бревна.
И началась у нашего дерева третья жизнь. Художник вырезал из дерева фигурки людей, зверей, лошадок. И только по трещинам старой древесины можно было прочесть удивительную историю жизни наше-
го дерева.
Е. Кудрина
Можно ли сказать, что этот текст обладает таким признаком как завершённость? Раскрываются ли в нём заявленная тема и замысел автора?
1.  Перечитайте текст упражнения 439. Составьте простой план.
2.  Перескажите текст, ориентируясь на выписанные ключевые слова и план текста.
1.  Ключевые слова связывают текст в единое смысловое целое, помогают раскрыть его тему и основную мысль, а также притягивают к себе другие слова, объясняют их появление в тексте. Определите, какие слова в тексте пропущены, ориентируясь на выделенные ключевые слова.
2.  Озаглавьте текст. Запишите его. восстанавливая пропущенные слова. Пользуйтесь материалом для справок.
3. Какая тема раскрывается в тексте? Докажите, что все элементы содержания подчинены её раскрытию.
... ещё не всходило, но половина неба уже была залита бледным розовым .... Прозрачная и спокойная река лежала, точно громадное зеркало в зелёной влажной раме оживших лугов. Лёгкие розовые морщины слегка бороздили её... поверхность, а пена под пароходными колёсами казалась молочно-розовой. На правом берегу реки молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом ... . Сизая, тяжёлая туча одна только ... с сияющим торжеством нарядного летнего  утра. Но и на ней уже ... . точно кровавые потоки, тёмнокрасные штрихи.
А.Куприн
Для справок: солнце, свет, гладкий, туман, боролась, брызнуть.

Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера