Вопросительные и относительные местоимения
1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы — это вопросительные местоимения.
Вопросительные местоимения (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько) указывают на лиц. предметы, признаки, количество и служат для выражения вопроса.
Все вопросительные местоимения изменяются по падежам: кто — кому, какой — о каком. Местоимения какой, чей, который изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные: какой, какая, какое, какие, о каком.
В предложении вопросительные местоимения выступают в роли подлежащего (Кто это?), дополнения (кто, что в косвенных падежах: О чём вы говорите?), определения (В какдй^театрмы сегодня идём?).
2. Запишите вопросы к существительным, прилагательным, числительным.
К каждому вопросу подберите по 2 примера существительных, прилагательных, числительных.
Образец. Кто? — ребёнок, кот.
Внимание!
Вопросительное местоимение чей в косвенных падежах (чья, чьё. чьи) и в форме женского рода пишется с разделительным ь: чьего, чьему, чьим, о чьём, чьей, чьих, чья.
Восстановите вопросы, поставив местоимение чей в нужную форму.
1.... это книга? 2. У ...дома встречаемся? 3.... родителям звонил директор? 4. ... пальто висит на вешалке? 5. В ... дневнике нет подписи учителя? 6. ... это велосипед привязан к скамейке? 7. ... это сапоги стоят в коридоре?
Говорите правильно!
Местоимение какой употребляется в тех случаях, когда нам необходимо получить информацию о признаке предмета: Какой костюм тебе нравится ? В каком доме ты живешь? Какого вы мнения об этом кинофильме?
Местоимение который употребляется, когда нам необходимо получить информацию о порядке при счёте: Который час?
Диалог
К данным ответным репликам подберите реплику-вопрос, используя вопросительные местоимения. Запишите восстановленный диалог.
1. -... ?
— Мне двенадцать лет.
2. -... ?
— Мой любимый цвет — красный.
3. -...?
— Это мой телефон.
4. -... ?
— В школу я обычно добираюсь за 15 минут.
5. - ... ?
— Я болею уже пятый день.
6. -...?
— Это папин компьютер.
Говорите правильно!
Во всех падежных формах местоимения скблъко ударение падает на первый слог: скольких, скольким и т. д.
Поочерёдно задайте друг другу вопросы, используя вопросительное местоимение сколько в разных падежных формах. Следите за постановкой ударения.
Относительные местоимения
1. Прочитайте теоретический материал об относительных местоимениях. Сопоставьте его с материалом о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369). В чем заключается различие между этими разрядами местоимений?
Относительные местоимения те же. что и вопросительные: кто, что, какой, чей, каков, который, сколько.
Относительные местоимения употребляются для связи частей сложного предложения: Я не знал, кто звонил по телефону. Сергей встретил друга, с которым учился до пятого класса.
2. Грамматические признаки вопросительных и относительных местоимений совпадают. Используя теоретический материал о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369). расскажите о грамматических признаках вопросительных и относительных местоимений.
Внимание!
Относительное местоимение в предложении сигнализирует о том. что присоединяемую им часть предложения надо выделить запятыми.
1. Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните относительные местоимения, которые соединяют части сложного предложения.
2. Найдите в предложениях все местоимения, укажите их разряд.
3. С помощью вопросов установите, какой частью речи являются слова во втором предложении.
1. Мы с Лелей стали так см..ят..ся что повалились на тр..ву (М. Зощенко). 2. Это была девочка с которой два года назад мы учились в одном классе (Ф. Искандер). 3. Я пон..мал что всё это мне только кажет..ся (Ф. Искандер). 4. Я ведь не знал, что он ра..6олтает (М. Москвина). 5. Кнн..кн какие у меня были я все очень скоро переч.лал (Л. Куприн).
4. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Расставьте в незавершённых предложениях знаки препинания, подсказанные относительными местоимениями.
1. Я уточнил что .... 2. Экскурсовод уточнил сколько ... .3. Из программы -Новости* мы узнали кто ... . 4. Мама спросила какие ... . 5. Прохожий спросил который ... . 6. Необходимо выяснить чья ... . 7. Мне нетерпелось узнать с каким ....
1. Завершите предложения упражнения 375.
2. Используя вторую часть составленного вами предложения, сформулируйте вопросительные предложения. Запишите их по образцу. Укажите разряд местоимений.
3. В скобках укажите вид предложения по цели высказывания
отн. Образец. Я уточнил что.... — Я уточнил, что нам задали по матема-
еопр. тике. (Пов.) — Что нам задали по математике? (Вопр.)
Диктант по памяти
1. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Озаглавьте текст. Согласны ли вы с мнением автора?
2. Составьте пунктуационные схемы предложений.
3. Запишите диктуемый учителем по два предложения текст по памяти Подчеркните местоимения, обозначьте изученные орфограммы.
Мне кажется, что сирень и рябина — сестры. Сирень — весенняя сестра. Рябина — осенняя. Весной за каждым забором цветёт кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких. Так. стручочки ржа-венькие.
Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы?.. Никто их не замечает. Зато уж осенью... За каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?
Ю. Коваль
Проверьте свои знания
Завершите высказывание.
1. Вопросительные, неопределённые и отрицательные местоимения связаны тем.....
2. Вопросительные местоимения служат для....
3. Относительные местоимения служат для ....
"Четвёртый лишний"
1. Кто. какой, мой. чей.
2. Которого, тобой, кому. чьим.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания при прямой речи. Повторно запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.
Образец. Петя предупредил.: 'Завтра ожидается дождь*. — Петя предупредил, что завтра ожидается дождь.
1. Я сказал Сейчас везде затишье (И Бунин). 2. Я подумал Он шутит (И. Бунин). 3. Пастух сказал Собаки что-то рыли в лесу (И. Бунин). 1 Он сказал В этих садах водятся дикие олени (К. Паустовский).
Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение
|