укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Буква ь на конце имён существительных после х, ш, ч, щ
12:28
Буква ь на конце имён существительных после х, ш, ч, щ

Буква ь на конце имён существительных после х, ш, ч, щ

1. Укажите в каждом ряду лишнее слово. Отметьте, какой частью речи являются слова каждой группы. Спишите по три слова в каждой группе.
2. Укажите род. число и склонение существительных.
3. Какие правила написания слов с шипящим на конце вы изучали ранее? С написанием существительных с шипящим на конце слова вы встречаетесь впервые?
1. Вещь. мышь, сторож, речь.
2. Силач, речь. плюш, плащ
3. Идёшь, брошь, говоришь, поёшь.
4. Дач. туч. училищ, плач.
4. Завершите высказывания о написании буквы ь после шипящих на конце слова. Сверьте свои выводы с правилом.
1. После шипящих на конце слова у существительных единственного числа женского рода ... . 2. После шипящих на конце слова у существительных мужского рода и множественного числа.... 3. В глаголах после шипящих на конце слова ....
Анализ теоретического ма териала
1. Прочитайте название параграфа. Какой ещё вариант формулировки названия параграфа вы можете предложить?
2. Сопоставьте несколько вариантов формулировки правила написания существительных с шипящим на конце слова. Выберите тот способ проверки, который вам кажется более удобным. Свой выбор обоснуйте.
1. Мягкий знак после ж, ч, ш, щ пишется только в именах существительных 3-го склонения (женский род. единственное число: она. одна): дочь (3-е скл.), с птеч (не 3-е скл.), /пащ (не 3-е скл.).
2. Мягкий знак после ж, ч, ш, щ пишется только в именах существительных женского рода единственного чиста: ночь (она, одна): печь (она. одна): в именах существительных м)*жского рода и множественного числа мягкий знак не пишется: плач (он, мой), ёж (он, мой), крыш (много), туч (много).
Спишите словосочетания, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы »ь после шипящих на конце имен существительных*. -Непроизносимые согласные в корне*.
Среди рощ.. ; череда туч.. ; пять груш.. ; несколько афиш.. ; тиш.. пастбищ..; шесть задач..; с могучих плеч.. ; из телепередач.. ; с крыш.. дач., свисает плющ...
Пзвес.ный врач.. ; звёз..ная ноч.. ; грус.ный пейзаж.. ; извес.ный персонаж..: вы..шнй пилотаж..; интересый репортаж...
Вспомните!
В окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения -ешь, -ишь И на конце глаголов на -шься всегда пишется 6.
1. Запишите словосочетания, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа, по образцу. Вставьте, где нужно, ь. Окончания глаголов и буквосочетание -ешься подчеркните.
2. Обозначьте орфограмму «Написание слов с шипящим на конце слова».
Держиш., мяч..; наблюдает., за движением туч..; надевает., плат..; прячет., ключ.. ; купит., килограмм груш.. ; играет., в мяч.. ; увлекаешься решением задач.. ; знакомишься с программой телепередач..; люоуеш..ся очертаниями туч...
1. Спишите незавершенные предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. По каким признакам вы смогли определить место постановки знаков? Графически объясните написание слов с шипящим на конце слова.
1. Небо очистилось от туч и солнце.... 2. Ползли бесконечные вереницы туч., и ветер .... 3. Я стянул рубаху с плеч., и улёгся .... 4. Меня охватила мелкая дрож., и я .... 5. Черё.\гуха облетела за ноч.. и осень ....
2. Составьте предложения по данному началу (устно).
3. Сделайте морф алогический разбор выделенного имени существительного (cм.c.43).
1.  Запишите текст под диктовку. Обозначьте орфограммы в словах с шипящим на конце слова.
2.  Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку без опоры на напечатанный текст.
3.  Повторно обменяйтесь тетрадями и проведите самопроверку, сверяя свою работу с напечатанным текстом.
Горы чёрных туч обрушились на землю благодатным мощным ливнем. Небо посветлело. Ветерок завершил начатое. Он разметал остатки туч в лёгкие клочья облакоа
Солнечный луч робко заметался по мокрым крышам дач. Он отразился в зеркалах луж. Поиграл с хрустальными капельками, которые ещё удерживал на своих листочках сияющий посте дождя плющ.
Г. Сухнина
4. Докажите, что в этом тексте средством связи предложений выступают местоимения.
Прочитайте текст упражнения 160. Составьте на основе этого текста высказывание в научном стиле в форме прогноза погоды на следующий день.
Проверьте свои знания ^165
Найдите неточность в утверждении.
1. В именах существительных в единственном чисте после ж, ш, ч, ш всегда пишется мягкий знак.
2.  В существительных женского рода после шипящих всегда пишется мягкий знак.
Сочинение
Напишите сочинение по опорным словосочетаниям или составьте несколько предложений, включая в них данные словосочетания. Форму слов не меняйте. В процессе письма обозначайте орфограмму *ь после шипящих на конце
Увлеч..ся спортом; футбольный мяч.. ; футбольный матч.. ; боевой клич..; с мускулистых плеч..; мощ.. удара; взять реванш..; достич.. цели: береч.. силы; помощ.. тренера; из телепередач...

Буквы е, и в окончаниях имен существительных