укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 12 » Написание о-ё после ж, ч, ш, щ, ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и имён прилагательных
12:31
Написание о-ё после ж, ч, ш, щ, ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и имён прилагательных

Написание о-ё после ж, ч, ш, щ, ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и имён прилагательных

1.  Прочитайте слова. Какое сочетание звуков вы слышите на месте сочетания букв жо, шо, чо, що, цо и на месте сочетания букв же, ше, че, ще, це?
2. Спишите слова. Укажите, какой частью речи они являются. Выделите в словах корни Поставьте ударение.
3.  Проведите наблюдение: какая буква пишется за корнем (в суффиксах и окончаниях) после букв ж, ч,ш,щ,ц для передачи на письме звуков [жо], [шо]. [чо]. [що], [но]?
Дружок — овражек, ремешок — камешек, свечой — тучей, лапшой — кашей, плашом — товаришем, плечом — матчем, овцой — дверцей.
Есть несколько вариантов проверки написания о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Ознакомьтесь с ними и выберите тот способ, который вам кажется более удобным. Свой выбор обоснуйте.
Способы проверки написания о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях сущєствительных и прилагательных
1. В суффиксах и окончаниях сушествптетьных и прилагательных посте ж, % ш, щ, ц пол ударением пишется о, без ударения — е: свечой, плащом, зайчонок, собачонка, крючок, камышовый, бойцам, бойцовый, кашей, сажей, колючего, горячему.
2. За корнем в именах существительных и именах прилагательных для передачи на письме звуков [жо], [шо], [чо], [що], [цо] после ж, ш, ч, щ, ц пишется о: свечой, тпащбм, зайчонок, собачонка, крючок, камышбвый, пунцбвый.
Словообразовательная работа
Образуйте от данных слов новые с помощью суффиксов -ок, -онок, -онк(а), •ов(ый). Запишите слова парами. Выделите в них корень, в скобках укажите какой частью речи являются образованные слова.
Ковш, крепыш, плащ. борщ. лещ. плющ, багаж, гараж, монтаж, ёж. платёж, чиж. стриж, свеча, каланча, лапша, саранча, атыча.
1.  Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте изученные орфограммы.
2.  Какие орфографические правила вы повторили, выполняя это упражнение?
Горячим луч._м: г..рячий ш..колад: щ..ки г..рят; оз..рить луч..м: ..бить крюч..к; к..снуться плеч..м; раздался щелч..к; холщ..вая руоаш..нка; лауреатский знач..к; камыш..вые зар..сли; с солдат..ким плащ.м.
3. Укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово.
4. Составьте с четырьмя словосочетаниями предложения.
Спишите незавершённые предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Как вы определяли место постановки знаков?
1. Щ..ки мои горели и я... 2. Мы зап..рли ключ..м дверь и... 3. Мальч..нка пр..к..снулся к клавишам и мы... 4. Старич.ж предположил что...
Диктант по памяти
1. Прочитайте рифмовку. Запомните существительные, в которых после корня пишется ё. В каких словах вы можете обосновать написание буквы ё?
2. Выучите рифмовку наизусть, запишите её по памяти.
Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка. 
Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр. 
Печёнка, тушёнка и дирижёр.
Внимание!
В словах иностранного происхождения посте шипящих пишется суффикс -ёр: тренажёр, дирижёр, стажёр.
1. Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы "о—ё после шипящих", «ь после шипящих*. Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Составьте пунктуационные схемы предложений.
1. Никита пол..жил в сумку ключ., от двери и пуч..к стрел (Л. Толстой). 2. Никита схватил суч..к и крикнул       фонарь боевой клич.. (Л. Толстой). 3. Суч..к был тяж.лый и скатывался с плеч.. (В. Медведев). 4. Мыш.. сидела с равнодушным видом будто она не первый раз сидела за реш.лкой (Ю. Олеша). 5. Экипаж., стоял его окружали ч..рные фонари (Ю. Олеша). 6. Я сквозь ш.лку глядел на ежа и ш..потом его уговаривал Чего ж ты бонш..ся. дурач..к? (С. Иванов) 7. То солнц..м дерево печ..т. то градом, то дождём сеч.т (И. Крылов.) 8. Пела ноч..ю мыш..ка в норке Спи мыш..нок. замолчи! (С. Маршак.)
3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. 
1.  Прочитайте текст. Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Определите, правильно ли мальчик понял цель своих родителей, отвечая на вопрос: «Ну как. понравилось?*. Обоснуйте своё мнение.
2. Сформулируйте вопросы к тексту. Задайте их друг другу, поочерёдно отвечая на них.
Сегодня мы с бабушкой ходили на концерт. Потом мы гуляли в парке, заглянули в кафе -Мороженое»...
Когда мы наконец вернулись с ней домой, на ме-     шокотадный ня сразу же накинулись с расспросами родители:             
— Ну как. тебе понравилось?
— Очень! — говорю. — Особенно шоколадное с орехами.
— Да не мороженое! — замахала руками мама. — Ты про выступление артистов расскажи!
— Может, мы сейчас определим твоё призвание и запишем тебя в какой-нибудь кружок! — добавил папа. Вспомни, что тебе больше всего по душе пришлось?
Я задумался.
—  Вот хор. например. — подсказала мама. — Что ты можешь про хор сказать?
— Хор что надо! — встрепенулся я. — Заслушаешься! Представляешь, я в этом хоре насчитал двенадцать певцов в очках! II пятеро были с усами!
— Все ясно. — вздохнула мама. — лучше бы ты на уроках математики так старательно считал.
— А что ты скажешь про выступление музыкантов? На каком инструменте тебе хотелось бы научиться играть?
—  Конечно, на контрабасе! — ни секунды не раздумывая, выпалил я. — Он такой огромный! В футляре можно запросто спрятаться, когда будем в прятки играть!
— Да-а-а, — протянула мама. — Ну хоть что-нибудь было на концерте такое, что запомнится на всю жизнь?
— Было. — признался я. — Сейчас узнаете.
Я надел бабушкину шляпку с пером и вуалью, набросил на плечо её шёлковый платок и ка-а-ак захлопаю в ладоши! Ка-а-ак закричу бабушкиным голосом: «БраВНССИМОІ БравИССИМо!» — именно так кричала бабушка после выступления трио * Райские птицы*. Такое не забудешь.
— Ой. как похоже! — захохотали папа с мамой. — Да ты настоящий пародист! Хочешь в театральную студию записаться?
— Хочу! — обрадовался я. — Очень хочу!
— Вот и чудесно! С призванием, кажется, разобрались. — Мама чмокнула меня в макушку. — А сейчас будем обедать.
По М. Дружининой
3. Выпишите слова с орфограммой «о—є после шипящих» и слова с шипящим на конце слова. Орфограммы обозначьте.
Словарь
Вуйль — деталь женской шляпки из тонкой сетки, частично закрывающая лицо.
1.  Выпишите из текста упражнения 175 вопросы, которые родители залают сыну. Проанализируйте их.
2.  Составьте памятку с рекомендациями "Как правильно расспрашивать"
Проверьте свои знания ^177
Докажите правильность утверждения.
1. Во всех словах группы после шипящих пишется о: стручок, врачам, нож.л, утюж..к.
2. Во всех словах группы после шипящих пишется е: дач..й, саж.м, туч.м, стуж.м.
Вариант 1. 1. Спишите словосочетания, вставляя, тле нужно, пропущенные буквы.
2. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.
Пош..л по х.рожк.. : к увитой плющ..м ст..рожк.. ; у заросшей ка-мыш.-м речк.. ; ч.лес.нын пейзаж.. ; в у щель.. роднич..к; на прутик. дремлет галч..нок; на паутинк.. к..чается пауч..к; о прнближенн.. сумерек; сверч..к настроил свой смыч..к: светляч..к заж.х фонарик; по тр..пинк.. к станли-..
Вариант 2. 1. Напишите сочинение на тему "На прогулке", используя данные словосочетания. 2. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

Буква ь на конце имён существительных после х, ш, ч, щ