укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Общение и речь. Ситуация общения и её составляющие
12:40
Общение и речь. Ситуация общения и её составляющие

Общение и речь. Ситуация общения и её составляющие

1.  Найдите в содержании учебника материалы, посвященные теме "Сведения о речи. Речевая деятельность". Какие темы вы будете изучать в этом разделе?
2.  Просмотрігге параграфы изучаемого раздела и назовите материал, который вам частично известен из изученного ранее на уроках русского и украинского языков. Охарактеризуйте известные вам понятия.
1. Прочитайте тексты и определите их основную мысль.
2. Докажите, что первому тексту свойственны следующие признаки научного стиля:
• изложение научных фактов;
• логичность (приводятся доказательства):
• использование терминов и понятий;
• отсутствие эмоционально окрашенных слов. Определите стиль второго текста. Своё мнение обоснуйте.
1. Речь — единственный универсальный инструмент, с помощью которого собеседники взаимодействуют в различных коммуникативных ситуациях в зависимости от поставленной цели.
В ходе общения мы обмениваемся мыслями, информацией, знаниями, чувствами и эмоциями, мнением о том. что увидели, услышали, прочитали, узнали. При этом собеседники влияют на взгляды, вкусы, поведение друг друга.
Только в общении возможно воздействие на знания человека: общаясь с учителем, книгой или другими источниками знаний, в Интернете, ученик пополняет свои знания.
С помощью речи люди направляют действия друг друга, влияют на эмоции, чувства, взгляды. Одно слово может изменить настроение человека: вызвать гнев или радость, уныние пли вдохновение.
2.  Есть слова — словно раны, слова — словно суд. — С ними в плен не сдаются, и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести.
В. Шефнер
3.  Объясните, как вы понимаете смысл отрывка из стихотворения В. Шефнера.
1.  Вспомните, какие нужны условия.чтобы общение состоялось
2.  Рассмотрите схему. Какие элементы ситуации общения в ней пропущены? Назовите составляющие ситуации общения, которые оказались для вас новыми.
3.  Восстановите схему и перенесите её в тетрадь.
Подготовьтесь обьяснігть. почему при общении надо учитывать условия ситуации общения. Для этого ответьте на вопросы.
•   Одинаковые ли слова и выражения мы используем, когда, например, рассказываем о чём-то однокласснику и учителю?
•   Совпадает ли реакция адресата речи на ваши слова, сказанные в доброжелательной форме и в резкой форме?
•   Как вы будете воспринимать вашего ровесника, который в магазине настойчиво просит родителей купить ему что-то. используя при этом те же слова, выражения, интонации, что и дома?
Обоснуйте своё мнение. Приведите примеры.
1. Прочитайте диалоги. Охарактеризуйте представленные в них ситуации общения по всем составляющим.
1. Ребята направились к двери, но в палату стремительно вошла Надежда Николаевна:
— Добрый лень. Надежда Николаевна. — радостно улыбаясь, приподнялся на кровати Соломин.
—  Здравствуйте, здравствуйте. Иван Павлович. Я на минуточку, вон за чадами.
Ребята были очень довольны тем. что и мама догадалась прийти проведать дядю Соломина.
В.Астафьев
2. — Артём, нам надо серьёзно поговорить.
— Все нормально, па.
— Ты ведь неглупый малый. — осторожно начал отец, но Артём перебил его:
—  Па. не надо предисловии. Я тебе обещаю, что больше не стану сбегать с уроков, ну и. в общем, всё остальное.
— Ты отдаешь себе отчёт, что в четверти у те-
— Я постараюсь исправить.
—  Я знаю, что математика тебе даётся трудно. Мы возьмём тебе репетитора. — сказал Виктор Юрьевич.
— Что?! Зачем это? — вскинулся Артём.
— Ты всё так запустил, что сам не справишься.
— Не надо мне репетитора. — наотрез отказался Артём.
3. В комнату вбежала Ленка. Николай Николаевич сначала не заметил, что она чем-то сильно возбуждена.
—  Тише!.. Тише!.. Безумная!  Ну что ты топаешь как слон, только пыль выбиваешь из досок.
— Дай мне денег на дорогу. — сказала Ленка, торопливо застёгивая портфель.
— А ты далеко собралась?
— Я уезжаю.
— А куда ты едешь, если не секрет? — Николай Николаевич впервые внимательно посмотрел на Ленку.
— К родителям. — ответила Ленка.
— А кто тебя отпустит?.. Какая самостоятельная! Они тебя привезли, они пусть и увозят.
В. Железникое
2. На основе прочитанных диалогов докажите, что выбор собеседниками языковых средств определяет ситуация общения.
1. Прослушайте текст и определите его тему. Озаглавьте текст.
1. Охарактеризуйте ситуацию общения.
3. Подготовьтесь к пересказу текста, отвечая на следующие вопросы:
•  Что стало причиной спора родителей Севы?
•  Что позволило избежать конфликта?
До родительского собрания было ешё полтора часа, а мама уже стала собираться. Увидев мамины приготовления, папа слегка побледнел:
—  Ирина, позволь узнать, куда ты собираешься?
— А ты куда? Папа уже облачился в вечерний костюм и
сейчас ломал голову, какой из галстуков подойдёт к нему лучше всего. Мамин вопрос застал его врасплох. Папа был человек прямой, и он сказал правду:
—  К Севе на собрание. А ты куда?
—  И я туда же. — Невозмутимо ответила мама.
—  Но послушан. Ирина... — возвысил голос папа. — сегодня моя очередь.
—  Ну и что? — Маму ничем нельзя было пронять.
—  Если ты помнишь. — папа заговорил мягко, но настойчиво. — в прошлый раз ты жаловалась на ужасную духоту.
—  Верно. — согласилась мама. — В школе невыносимо топят. В классе нечем дышать.
—  Вот видишь. — радостно ухватился папа за мамино согласие. — Зачем тебе снова мучиться? Сегодня пойду я...
—  Но сегодня. — произнесла мама так. как будто не слышала, что говорил папа. — но сегодня я всё предусмотрела. Я надену лёгкое платье с короткими рукавами.
—  Ну хорошо. — собрав всю силу воли, папа заговорил спокойно. — Неужели тебе не надоело каждый раз выслушивать одно и то же: * Ах. какой ваш сын прекрасный-распрекрасный, он гордость и слава школы, спасибо, большое спасибо родителям, что воспитали такого хорошего сына».
—  Я вижу, что это тебе надоело слушать, как хвалят твоего сына. — парировала мама. Ну что ж, сегодня я избавлю тебя от этой малоприятной и скучной обязанности.
Папа простонал. Он понял, что допустил промах. А мама, воспользовавшись папиной оплошностью, нанесла ему решительный улар.
—   Целый день крутишься на работе, устаёшь. — пожаловалась она. — А вечером за вами убираешь, стираешь, готовишь... Неужели я не имею права хоть на несколько минут радости? Неужели я не могу пойти к Севе на собрание, чтобы услышать, какого прекрасного сына я воспитала?
Мама поняла, что папа повержен. Но насладившись сполна победой, она проявила великодушие:
—  А почелгу бы нам не пойти на собрание вдвоём?
—  В самом деле. — обрадовался папа. — Отличная мысль. Пойдём на собрание вместе.
Всё кончилось миром, и мама с папой отправились на родительское собрание, совершенно не подозревая, что их там ждёт.
По В. Машкову 
1.  Перескажите текст упражнения 422. преобразуя диалогическую речь в монологическую.
2.  Представьте, что это случилось в вашей семье и вы рассказываете об этом своей бабушке. Продолжите текст своими предположениями о том. что могло произойти на собрании.
1.  Повторно прочитайте текст упражнения 422. Какие аргументы приводили родители, чтобы один из них не пошёл на собрание? Были ли эти аргументы убедительны? Кто из родителей Севы использовал более весомые аргументы, доказывая, что именно он должен пойти на собрание?
2.  Прочитайте памятку. Составьте и разыграйте диалог — обмен мнениями по поводу поставленных вопросов.
Учись учиться, учись общаться, учись жить Как в разговоре выражать собственное мнение
1.  Внимательно слушайте собеседника, уважайте его мнение.
2.  Не осуждайте человека за его мнение.
3.  Избегайте в разговоре категоричности при помощи реплик: Возможно, ты прав, но я всегда думал, что...; Интересное мнение. Л по этому поводу еще говорят... ; Видимо, это так и есть, но мне кажется...;
4.  Будьте готовы воспринять позицию вашего собеседника, если она будет убедительна.
1. Разыграйте три диалога, используя хтя начала общения данную реплику. а для продолжения каждого диалога — три варианта ответных реплик Диалог должен состоять из 4-6 реплик.
2.  Проанализируйте каждую ситуацию общения. Определите цель инициатора общения. Во всех ли ситуациях достигается данная цель? Почему в некоторых ситуациях цель не была достигнута?
3. Установите, в каких ситуациях собеседники не следуют правилам речевого этикета? Формируются ли в этих ситуациях партнёрские отношения? Какие варианты ответных реплик сделали общение неэффективным?
— Миша, сделан, пожалуйста, музыку тише. Она мне мешает.
1. — Да. конечно. Извини.
2. — Что ты говоришь? Не слышу.
3. — Почему, когда я слушаю музыку, кому-то обязательно надо отдыхать?
4. Сделайте вывод: является ли достижение цели достаточным хтя эффективного общения? Как следует определять эффективное общение?
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Какую информацию вы считаете главной, а какую — дополнительной?
У каждого из вас постоянно возникают разные причины, которые побуждают вступать в общение для достижения определённой цели. Достичь цели общения можно при нескольких условиях:
•  ест использовать языковые средства, которые позволяют максимально эффективно реализовать цель в конкретной ситуации общения:
•  если собеседник получит информацию, которая выражает вашу цель, и правильно её определит.
Достижение говорящим своей цели в общении обеспечивает результативность общении
Общение, в ходе которого достигнута желаемая цель и построены или сохранены дружеские отношения с собеседником, является эффективным.
2. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
1.  Прочитайте начало фразы. Завершите ее объяснением причины. Каждый ю нас должен уметь общаться эффективно. потому что ....
2. Запишите получившуюся фразу ^428
1.  Прочитайте текст. Охарактеризуйте описанную в тексте ситуацию общения по всем составляющим.
2.  Укажите в художественном тексте элементы научно-популярного стиля.
Назавтра Сергей уже забыл, что собирался делать робота. После школы он ворвался в квартиру, бросил в коридоре портфель и продекламировал:
— «А» и «Б» сидели на трубе. -А* упало. -Б» пропало. Что остаюсь на трубе?
—  Вот тебе и на! — засмеялся отец. — Наш кибернетик сделал открытие. По-моему, эту задачку изучают в детском саду.
— Хорошо. — сказал Серёжа. — если это задачка для детского сада. тогда реши её.
— Да ну тебя, Серёжа, отстань! Мне ещё до самой ночи сидеть над чертежом.
Павел Антонович пошел было в комнату, но Сергей вцепился в него, как клещ.
— Нет. ты не увиливай! Ты скажи, что осталось на трубе?
— Наверно. «И»?— Отец пожал плечами.
— Вот ты рассуждаешь как раз примитивно, — важно сказал Серёжа. — Предположим, «А» — это трубочист. «Б» — печник. Если они оба свалились, как же могло остаться «И»? Это не предмет, его нельзя потрогать или уронить.
Сергей сделал маленькую паузу и хитро улыбнулся:
— Но ты тоже прав. Раз ты не сбросил с трубы «И». ты его заметил. Значит, это слово несёт важную информацию. А именно: оно обозначает тесную связь между объектом «А» и объектом *Б». Хотя это -И» не предмет, оно существует.
—  Мудрёно. — сказал Павел Антонович. — но мы. кажется, друг друга поняли.
— А по-моему, всё очень просто. — продолжат сын. — Каждая буква, каждое слово, даже вещь, даже ветер или солнце несут свою информацию. Ты. например, читаешь газету и узнаёшь новости. Я решаю задачу, применяю формулы и нахожу ответ. Где-то в море капитан ведёт корабль и смотрит, какие волны, какой ветер. Все мы делаем одно и то же: берём какую-то информацию и работаем.
Из этой «учёной» речи отец сделал неожиданный вывод:
— Значит, если ты приносишь тройку и говоришь «я всё знал», надо верить не твоим словам, а результату, дневнику. Очень мудрое правило!
— Ну. теперь у меня не будет ни одной тройки. — убеждённо сказал Сергей. — Я буду изучать все машины.
По Е. Велтистову ^429
Представьте, что в тот момент, когда вы читали текст упражнения 424. вам *ш* позвонил друг (подруга), и вы хотите поделиться с ним (с ней) прочитанной информацией. Перескажите текст, сохраняя стиль повествования и учитывая заданные условия ситуации общения.
Диалог
1.  Прочитайте два варианта начала диалога — обмена мнениями. Определите, в каком из вариантов ответная реплика демонстрирует стремление говорящего к эффективному общению и желание соблюдать правила выражения своего мнения (см. памятку на с. 185). Предположите, как будет развиваться общение в каждой из ситуаций, чем оно может завершиться?
2.  Письменно продолжите каждый диалог четырьмя репликами, используя материал упражнения 428.
1. — Мне кажется, что всё. что нас окружает, несёт определённую информацию.
— С чего ты это взял? Нет. я с тобой не согласен, ты не прав.
2. — Мне кажется, что всё. что нас окружает, несёт определённую информацию.
— Интересное мнение, но мне кажется, что не всё имеет значение.
3. Какой вывод вы можете сделать, выполнив это упражнение

Определительные и указательные местоимения