укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 11 » Понятие о морфологии. Части речи
15:39
Понятие о морфологии. Части речи

Понятие о морфологии. Части речи

1. Экскурсия по учебнику. Прочитайте в содержании учебника названия параграфов раздела * Морфология*. Какие части речи вы будете изучать в этом разделе? Что вы знаете об этих частях речи? Приведите примеры.
2.  Аукцион знаний. Рассмотрите материалы таблицы. Что вы можете рассказать о той или иной части речи? Какая новая для вас информация о частях речи содержится в материалах таблицы?
3. Запишите по 4-5 примеров имён существительных, имён прилагательных, имён числительных и местоимений, глаголов по образцу.
Образец. Суш. (кто?что?) — кошка, одноклассник, компьютер, дождь, зарядка.
4.  Спишите слова, укажите, к какой части речи они относятся. Запишите их грамматические признаки, указанные в скобках по образцу.
Образец. К ним (число, падеж) — мест., мн. ч.. Д. п.
Дожди, на дереве, у колодца, в тетради, к доске (род, число, падеж).
Дождливый (день), из деревянного (кубика), ясным (утром), из любимой (песни) (род, чист, падеж).
Ты. о нас. для меня, к ней. о вас. к тебе (чисю, падеж).
Встречает, ответил, услышит, шепчет (склонение, лицо, чисю, время).
5. Работа в паре
• Один ученик (ученица) называет какую-либо часть речи или приводит пример, второй ученик (ученица) рассказывает всё. что ему (ей) известно об этой части речи.
• Задайте друг другу вопросы по содержанию таблицы. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос. Посте каждого ответа меняйтесь ролями.
Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Какое значение слова изучает лексикология, какое — морфология?
Лексикология изучает смысловое значение отдельного слова. а морфология — грамматические значения, которые свойственны группам слов.
Например, слова лететь и смеяться имеют разное лексическое значение, но оба обозначают действие предмета. Это общее грамматическое значение, которым обладают все глаголы.
Кроме общего грамматического значения, слова, относящиеся к одной части речи, имеют общие грамматические признаки. Например, у имен существительных — это род. число, падеж, склонение; у глаголов — лицо, число, спряжение, время.
Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются правила изменения слов, относящихся к разным частям речи.
2.  Используя материалы таблицы «Самостоятельные части речи»- (см. упражнение 61). назовите обшее грамматическое значение слов каждой части речи Приведите примеры
3.  Назовите общие грамматические признаки имён прилагательных.
1.  Прочитайте отрывок из повести Ю. Нагибина "Зимний луб". Какое определение даёт учитель имени существительному? Какая новая для вас информация содержится в этом определении? Приведите примеры существительных и запишите их.
2.  По образцу определения, которое даёт Анна Васильевна имени существительному, каждый участник группы формулирует определение одной из частей речи. Распределите в группе, кто о какой части речи будет рассказывать. Используйте материалы таблицы -Самостоятельные части речи» (сч. упражнение 62). Все участники группы приводят примеры к определениям. Запишите по 2-3 понравившихся вам примера каждой части речи.
Анна Васильевна закрыла журнал и ровным, спокойным голосом начала:
—  Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется всё то. о чём можно спросить -кто это?* или -что это?*. Например: «Кто это?» — ученик, Или -Что это?» — книга...
— Всё понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.
—  Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.
— Хорошо. Тогда приведите примеры.
1. Спишите слова. Укажите, какой частью речи они являются.
2.  Выделите в словах корни.
3. Объясните, по каким признакам вы определяете часть речи.
герои впечатление желание
1.  Героический, герой, геройствовать, героически.
2.  Впечатлительный, впечатление, впечатляюще, впечатлять.
3.  Желательно, желательный, желать, желание.
4.  Удивление, удивляться, удивительный, удивительно.
5.  Три. тройка, трёхлетний, утроить.
6.  Во-вторых, два. двухкилометровый, надвое.
1.  Прочитайте отрывок из стихотворения. Какую часть речи использует автор для описания дня ученика?
2.  Попытайтесь с помощью существительных описать урок.
Режим дня
Сон. Будильник. Луш. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счёт.
Опозданье. Незачёт.
Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.
Дом. Один. Ура! Игрушки
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.
Встреча. Поцелуй. Учебник,
— Сделай сам! — Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:
Сон. Будильник. Душ. Зарядка...
Т. Варламова
3.  Выпишите слова с выраженными признаками их иноязычного происхождения Укажите слова, употребляемые в разговорной речи.
4 Выпишите слова с выраженными признаками их иноязычного происхождения. Укажите слова, которые употребляются в разговорной речи.
5. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова.
Прочитайте стихотворение из упражнения 65. Выберите три существительных и составьте с каждым предложение, включая в него слова разных частей речи по образцу: глагол, прилагательное, наречие. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Эксперимент
1. Докажите, что словам одной и той же части речи свойственны определённые грамматические (морфологические) признаки. Для этого в скобках запишите, какой частью речи является слово, и укажите его грамматические признаки:
— у существительных — рол. склонение, число, палеж:
— у прилагательных - рол, число, палеж;
— у глаголов — спряжение, время, лицо, число:
— у местоимения — рол. число, падеж.
Образец. Убирает (глаг.. 1 спр.. наст. вр.. 3 л., ед. ч.).
1.  Горелка, приложение.
2.  Прикасаешься, озаряет.
3.  Растительный (мир), горячее (блюдо).
4.  Они. нам. с вами.
2. Выделите в словах корни с чередованием. Графически объясните их правописание.
1.  По данным окончаниям определите часть речи.
2.  Запишите по лва примера слов с этими окончаниями. В скобках запишите указанные признаки.
Образец, -и (число, падеж): -и (суш., мн. ч.. Им. п.) — книги.
Анализ теоретического материала
1.  Прочитайте теоретігческий материал параграфа. Как вы думаете, почему предлоги, союзы и частицы называются служебными частями речи?
2.  Есть ли в изучаемых вами других языках такие же части речи? Как они называются?
Кроме самостоятельных частей речи, в языке есть также служебные части речи: предлог (о, по, до, от, к, для, при и т. д.), союз (и, а, но, или, чтобы, есчи и т. д.). частица (не, же, вот, ли и т.д.).
Служебные части речи не имеют собственного значения, они не называют предметы, действия. Эти слова служат для связи слов (предлоги, союзы) или предложении, а также для передачи оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частица).
Обучающее списывание
гимназист, удочка
1.  Прочитайте отрывок из рассказа Л. Андреева «Петька на даче».
2. Что соединяет союз и в первом и третьем предложениях? Какие оттенки значении передают частицы не и же?
Прошло ешё два дня каникул, и Петька наконец вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. Митя ловил рыбу и дал Петьке подержать одну удочку. Потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё. Он делал вид. что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги.
3.  Спишите текст.  Выделите в словах корни с безударными гласными. Укажите служебные части речи.
4.  Выпишите три словосочетания, которые связаны с помошью предлогов и окончаний. Укажите главное и зависимое слово. Словами каких частей ре-
чи они связаны?
1.  Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами выделите орфограммы.
2.  Используя теоретический материал (см. упражнение 69), укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1. Ух жарко! До пол ..дня грибы соб..рали! (Н. Некрасов). 2. Вот и солнце встаёт, из-за пашен бл.хтит (II. Никитин). 3. Пчела что-то гудела на пчелн-ом языке (В. Каверин). 4. В глубине стари..ого парка стоял дере-вя..ыйособняч..к (И. Тургенев).
1.  Запишите высказывание Г.Державина Сделайте его синтаксический разбор. Язык всем знаниям и всей природе ключ.
2.  Передайте смысл высказывания своими словами тремя разными способами. Запишите составленные вами предложения.
Проворьте свои знания
1. Запишите краткую информацию о самостоятельных частях речи (название, вопрос, значение, пример), пропуская в записи выборочно название части речи, вопрос, значение или пример.
Образец. Суш. — кто?... — предмет: дерево, снег.
2.  Обменяйтесь вашими работами с соседом (соседкой) по парте. Без опоры на материалы таблицы на с. 34 восстановите и запишите пропущенные элементы.
3.  Повторно обменяйтесь работами, проведите взаимопроверку, опираясь на материалы схемы.
Кино, актёр, интересный, сюжет.
2.  Детский, приключенческий, кинотеатр, фантастический.
3.  Смотреть, скучный, снимать, нравиться.
1.  Из текста упражнения *3 выпишите по два примера всех самостоятельных и всех служебных частей речи.
2.  У существительных, прилагательных и местоимений укажите в скобках род. число, падеж, у глаголов - спряжение.

Устаревшие слова и неологизмы