укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 16 » Рассказ на основе увиденного
12:46
Рассказ на основе увиденного

Рассказ на основе увиденного

1  Прочитайте текст и озаглавьте его. Подготовьтесь ответить на вопросы.     • Какой случай описан в рассказе?
• С чего началась описанная автором история?
•  Какой самый напряжённый момент в развитии действия?
• Чем закончилось описываемое событие?
2. Докажите, что тексту свойственны признаки рассказа. Для этого найдите в тексте следующие признаки:
• подтвердите, что речь идёт об одном важном событии в жизни героев:
• докажите, что повествование строится таким образом, чтобы вызвать у читателя (слушателя) интерес;
• найдите такие композиционные элементы, как завязка (эпизод, которым начинается рассказ), развитие действия (последовательное изложение событий, кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (результат названных событии):
• подтвердите, что повествуется о непродол житель ном по времени действии, в котором участвует небольшое колігчество действующих лиц:
• обратите внимание на краткость изложения материала.
Мне было лет семь-восемь. Кто-то из родственников подарил мне самокат — красный, блестящий, на белых дутых шинах. Сперва я гонял по дощатым тротуарам только в своём квартале. Но счастье распирало меня, и постепенно я стал уезжать всё дальше — по плитам и асфальту ближних, а потом и не очень ближних улиц. И наконец увидел на углу кирпичного дома табличку -Ключевской спуск*.
Улочка быта незнакомая. Она мне понравилась. Тихая, малолюдная, со старинными одноэтажными магазинчиками, мастерскими и аптеками. Посредине улицы тянулась в обрамлении травяных газонов булыжная мостовая, а у домов — узкие, но гладкие полосы асфальта. И главное, что они вели под уклон! Ура!
Я помчался, не ощутив сначала ни капли страха А когда ощутил, оказалось, что тормозная планка под пяткой ослабела и не сдерживает скорости. Окна, вывески, трава, фонари летели по сторонам от меня, размазываясь в полосы. В одном месте тротуар образовывал плавную дугу. Для кого плавную, ахтя кого... Мама!.. Звон, сверканье и грохот. Это я на -всём скаку* пробні большущее сплошное стекло — оно было вровень с асфальтом. Следом за мной в помещение влетела туча осколков. Я сел на жёлтых гладких половицах и, ничего ещё не чувствуя, заревел, потому что надо мной склонились незнакомые люди.
— Я больше не буду!
—  Это очень приятно слышать! Потому что такого случая вполне хватит на всю жизнь! Где у тебя болит?! — Это кричал низенький худощавый старик. — Отвечай сейчас же. что ты разбил, сломал и порезал?!
—  Я нечаянно!.. У меня есть знакомый стекольщик дядя Митя, он вставит вам стекло!
—  Забудь про стекло! Я спрашиваю про тебя! Скажи спасибо, что ты живой и лишь немного поцарапанный!.. Сонечка, возьми в аптечке белый пузырёк, вату и бинт...
Высокая старуха в старомодном зелёном платье тут же принесла всё перечисленное. Старик ухватил меня под мышки, усадил в высокое кресло.
— Покажи руки, ноги и уши. Не бойся, щипать не будет. Он смазал чем-то шипучим и забинтовал мне колено, украсил узкой марлевой повязкой лоб. хотя царапина на нём была тонкая и неглубокая. Больше ран и порезов не обнаружилось. Самой большой потерей был. пожалуй, галстучек моей сатиновой матроски, который срезало стекло. Но старуха Сонечка тут же. прямо на мне. аккуратно пришила галстучек синими, под цвет сатина нитками. Потом поставила к стене мой самокат и стала заметать осколки.
По В. Крапивину
3. Ответьте на вопросы.
•  С какой целью автор вводит описание улочки, на которую выехал герой?
•  Почему мальчик уехал так далеко от своего квартала?
•  С помощью каких языковых средств и приемов автор передает чувства мальчика в тот момент, когда на самокате перестал работать тормоз?
Вариант 1. 
Рассказ на основе увиденного.
1. Вспомните какую-нибудь историю из своей жизни или жизни своих близких. Придумайте для неё название.
2. Определите, какие части в вашей истории являются зачином, развитием действия, кульминацией и развязкой.
3.  Составьте и запишите план вашего рассказа. Запишите слова, которые вы будете использовать л ля раскрытия каждого пункта плана.
4.  Составьте и запишите свой рассказ. Вариант 2. Рассказ на основе сюжетной картины
1. Рассмотрігге репродукцию картины Л. Зо лана и ответьте на вопросы.
•  Какая ситуация изображена на картине?
•  Как вы думаете, что происходило до этого момента?
•  Что. по вашему мнению, произойдёт дальше?
2. Выберите наиболее удачный заголовок из предложенных.
1. Однажды у реки.
2. Как я учил сестренку читать.
3. Брат и сестра.
4. Интересная книга.
3. Составьте план рассказа по картине.
4. Замените слова брат, сестра, внимательно, заниматься близкими по значенню словами.
5.  Составьте рассказ, используя составленный план, опорные слова и словосочетания: летнее утро, спуститься, дети, сесть, читать, внимательно, объяснять, сгушать, стараться, прочитать, запинаться, обрадоваться, поправить, медленно, дочитать, научиться
Внимание!
При работе над рассказом всегда тщательно обдумывайте, нужно ли вводить в текст то или иное описание (природы, внешности и т.д.). Всё. что кажется интересным, ноне имеет непосредственного отношения к основному событию, описываемому в рассказе: всё. без чего можно обойтись, не следует включать в текст.

Общение и речь. Ситуация общения и её составляющие