Имя числительное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных
Разбор имени числительного
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (у качественных: Им. п.; у порядковых: Мм.п.ед.ч. м.р.);
2. Постоянные признаки: а) простое, сложное или составное; б) количественные (целое, дробное или собирательное);
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (у порядковых); в) род (у порядковых в ед. числе)
Щ. Синтаксическая роль.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника материалы, посвященные теме -Имя числительное». Какие темы связаны с правописанием числительного?
2. Просмотрите материалы таблицы. Кто назовёт больше известных вам терминов и понятий? При изучении каких частей речи вы с ними встречались? Какие термины соответствуют им в украинском языке?
3. «Четвёртыйлишний»
1. Шестнадцать, шестеро, шестнадцатилетний, шестнадцатый.
2. Пятый, пятьдесят, пятёрка, пятьсот.
4. Используя материалы таблицы, расскажите об особенностях каждого разряда числительных (целые, дробные, собирательные). Запишите по два примера числительных каждого разряда.
5. Прочитайте план разбора имени числительного. Укажите морфологические признаки! свойственные существительному и прилагательному. Назовите морфологические признаки, свойственные только числительном}'. Какие грамматические признаки вы можете указать у числігтельньїх к eocevwad^mw, о с то восемьдесят седьмом?
6. Восстановите высказывание, используя материалы таблицы.
Имена числительные делятся на количественные и.... Количественные числительные обозначают ... и отвечают на вопрос ... . Порядковые числительные обозначают ... и отвечают на вопрос ....
По составу числительные бывают простые, они состоят из ... слова (шесть): сложные, они состоят из ... (семьдесят): составные, они состоят из ... (пятьдесят два).
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Сопоставьте материалы параграфа с материалами таблицы на с. 132. Какая информация есть в таблице, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в материалах таблицы?
Имя числительное — знаменательная часть речь, которая обозначает отвлечённое число, количество предметов, а также порядок при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? который?: семь, седьмой.
Имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Количественные числительные обозначают количество предметов или число и отвечают на вопрос сколько?: двадцать шесть-
Количественные числительные делятся на три разряда: целые числительные (три), дробные числительные (три пятых) и собирательные числительные (трое, пятеро).
Все числительные изменяются по падежам (тридцать один, от тридцати одного, к тридцати одному), а порядковые — и по родам (тридцатый день, тридцатое число, тридцатая очередь), числам (тридцатые числа).
В предложении чистительное может быть определением, входить в состав подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства: Три тюс три — шесть. Разделите девять на три. Я учусь в шестом классе^Эту работу выполняли ова человека. Уроки заканчиваются
2. Поочерёдно задавайте друг другу вопросы по содержанию параграфа. Правильность ответа спрашивающий сверяет по учебнику. Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
1. Прослушайте текст и озаглавьте его. Какие признаки повествования как типа речи отражены в тексте? Какие ей ль: речи сочетаются в тексте?
2. Выпишите числительные. Укажите их разряд. Какие слова в тексте могут быть ошибочно отнесены к числительным? Какой частью речи они являются?
Первым уроком была арифметика. Артём Павлович опросил одного ученика, другого, а потом посмотрел в журнал и сказал:
— Мнмоходенко. что же это ты. братец, отстаёшь по арифметике? Я удивился:
— Артём Павлович, я не отстаю.
— Не отстаёшь, а две единицы получил. Это как же?
— Не знаю. — ещё больше удивился я. Мальчишки закричали:
— Он не отстаёт. Артём Павлович! Он все задачи порешал!
— Ну-ка, иди к доске. — сказал учитель.
Он продиктовал задачу, и я. бойко отстукивая мелом по доске, решил её без затруднения.
— Странно. — пожал Артём Павлович плечом. — Очень странно. Почему ж у тебя стоят тут две единицы?
Стёпка Лягушкнн. который так прямо и говорит всё. что думает, встал и сказал:
— Это. Артём Павлович, не две единицы. Вы ему прошлый раз за хороший ответ поставили аж одиннадцать. Вы ещё тогда сказали: «•Поставил бы двенадцать, да ты ростом не вышел*. Это одиннадцать. а не две единицы.
Артём Паатович хмыкнул, поморгал и зачеркнул в журнале отметку.
— Хорошо, поставлю тебе отлично. — сказал он.
Это была первая отличная отметка за все три с лишним года, что я провёл в училище.
По И. Василенко
3 Перескажите текст, заменяя диалогическую речь монологической.
1. Спишите пословицы. Расставьте недостающие знаки препинания.
2. Укажите разряд имён числительных.
1. Долг первый наследник. 2. Сто голов сто умов. 3. Конь о четырёх ногах да и тот спотыкается. 4. За одного учёного двух неучёных дают да и то не берут. 5. За семь вёрст комара искали а он на носу. 6 Семь сёл один вол да и тот гол. 7. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3. В какой ситуации может быть употреблена каждая пословица?
1. В материалах таблицы на с. 132 найдите информацию о простых и составных числительных.
2. Приведите по три примера простых и составных числіггельньїх. В числительных выделите корни.
3. Приведите пример числительного, состоящего из большого количества слов (не менее шести).
В составных числительных каждое слово пишется отдельно: двадцать четыре, девятсот восемьдесят седьмой, пятьдесят пять миллионов.
1. Выпишите сначала простые числительные. Затем выпишите составные числительные.
2. При написании каких числительных можно допустить ошибку? Подчеркните в этих числительных буквы, выбор написания которых может вызвать у вас затруднения.
Образец. Девятьсот одиннадцать, пятьдесят селц>. семьсот пятнадцать.
Одиннадцатый, двенадцать, двадцать седьмой, тридцать восемь, шестнадцатый, восемнадцатый, пятьдесят, пятьдесят семь, шестьдесят, шестьдесят восемь, пятьсот, пятьсот одиннадцатый, шестьсот, шестьсот семнадцатый, девятьсот, восемьдесят, девятьсот восемьдесят, семь тысяч семьсот восемьдесят восемь, двадцать пять тысяч шестьсот семьдесят девять, тринадцать, восемьсот семнадцать тысяч, девятнадцатый.
3. Используя материалы таблицы на с. 132. укажите в скобках количественные (коя.) и порядковые (пор.) числительные.
1. Составьте с данными числительными словосочетания. Числительные запишите словами.
2. В словосочетаниях укажите главное и зависимое слово.
46.125:204.1106.
1. Спишите словосочетания, записывая цифры словами. Выделите окончания существительных. 1. Укажите в словосочетаниях главное и зависимое слово.
6 килограммов абрикосов. 11 килограммов апельсинов. 45 килограммов лимонов. 100 килограммов мандаринов. 10 центнеров помидоров. 8 тонн арбузов, 12 кнллограммов персиков. 120 центнеров бананов.
3. Прочитайте словосочетания вслух, ставя числительное в форму родіггель-ного падежа.
1. Выпишите сочетания числительных с существительными, записывая числа словами. Укажите состав числительных: простые (прост.) или составные (сост.).
2. Перескажите текст, используя выписанные словосочетания в качестве опорных.
Согласно условию, заключённом)' с отцом Удодовым, гимназист VII класса Егор Зиберов должен заниматься с Петей Удодовым по 2 часа ежедневно, за что и получает 6 рублей в месяц. Петя, двенадцатн-летннй мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощёкий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкаф за тетрадками. Занятие начинается.
— Берите доску. Какая следующая задача? Петя берёт доску и вытирает её рукавом. Учитель диктует:
— -Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а чёрное 3 руб.?* Повторите задачу.
Петя повторяет задачу и тотчас же. ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.
— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Ну что. остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!
Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.
— И без алгебры решить можно. — говорит Удодов-старшин, протягивая руку к счётам и вздыхая. — Вот. извольте видеть...
Он быстро щёлкает на счётах, и у него получается 75 и 63. что и нужно было.
По Л. Чехову
Проверьте свои знания
«Четвёртый лишний
1. Пятьсот восемь, шестьсот, восемьдесят три. девятьсот одиннадцатый.
2. Миллион, миллиардный, ста пятидесяти двух, тысяча.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2. Укажите состав чистительных: простые (прост.), составные (сост.).
1. Готовила им нян..ка моей матери, с их точки зрения девч..нка. ей восемьдесят лет было (Л. Гранин). 2. Это экземпляр вида, который все считали вымерш.. семьдесят ми..ионов лет назад (Д. Гранин). 3. Вобщежнти.. Алёша Коренев нач..нал свою городскую жизнь. пр..ехав сюда восемнадцать лет назад (В. Распутин). 4. Десять лет не видали во.іч..его следа, и вдруг волк оо..явился (Ю. Коваль). 5. Сорок пять лет прошло с того дня. как они расстались (Д. Гранин). 6. Будем пр..ходить на службу. Каждый месяц получать жалованье ми..нардами (Б.Пастернак).
3. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.
Словарь
Жалованье — устар. денежное вознаграждение за службу, работу.
Написание сложных имён прилагательных слитно и через дефис
|