укр мова 10 клас авраменко математика 10 клас бевз 2018
Головна » 2014 » Вересень » 11 » Исконно русские и заимствованные слова
15:33
Исконно русские и заимствованные слова

Исконно русские и заимствованные слова

Анализ теоретического материала
1.  Прочитайте тему параграфа. Что вам известно об исконно русских и заимствованных словах?
2.  В таблице на с. 16 найдите информацию об исконно русских и заимствованных словах. В какую группу они входят? Назовите некоторые признаки исконно русских и заимствованных слов. Привезите примеры.
Слова имеют разное происхоиаенне. Исконно русские слова возникли в самом русском языке или перешли в него из восточнославянского, древнерусского: мать, отец, брат, рыба, лебедь, белый, жёлтый, здоровый, злой.
К заимствованным словам относятся слова, которые пришли в русский язык из других языков: каникулы, процесс, комедия, мачта.
В большинстве случаев заимствованное слово начинает подчиняться законам русской фонетики, словообразования, грамматики.
Уточнить происхождение и значение заимствованного слова можно по * Словарю иностранных слов». «Толковому словарю русского языка». «Этимологическому словарю русского языка».
3. Сформулируйте название параграфа своими словами. £40
1. Спишите высказывание В. Белинского. Объясните его смысл. Подчеркните все члены предложения. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания.
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
2.  Используя приведённые ниже элементы Предложений, передайте разными способами смысл высказывания.
1. Народы вступают в политические, торговые, культурные связи и....
2. Народы общаются между собой и....
3. Пополнение словарного запаса заимствованными словами происходит ....
4. Заимствованные слова есть во всех языках, потому что....
Это интересно!
Появление заимствовании в русском языке вызвано многими причинами. Одной из них является активное развитие новой отрасли, результатом чего становится проникновение в язык слов из другого языка. Например, развіггне науки и искусства связано с ростом заимствований из греческого и латинского языков: хорей, комедия, мантия, стих, физика, лаборатория, меридиан, минимум, процесс и т. д. Развитие в XVII—XVIII веках мореходства способствовало появлению заимствований їв голландского и английского языков: верфь, вымпел, лоцман, матрос, мичман, бриг. Музыкальная терминология пришла в русский язык преимущественно из итальянского и испанского языков: ария, либретто, тенор, серенада, гитара
В XX в. заимствования проникают в русский язык в основном из английского языка, что вызвано развитием технической (компьютер, дисплей, файл, байт), спортивной (бобслей, футбол, гольф), финансовой и коммерческой (бартер, брокер, дилер, лизинг, дистрибьютор), общественно-политической (брифинг, рейтинг, импичмент, лобби) И других сфер жизни.
1. Запишите водну группу слова исконно русские, в другую— заимствованные из иностранных языков. Назовите признаки, по которым вы определяли группу для каждого слова. Подчеркните в каждом слове букву или сочетание букв, которые помогли вам это определить.
Берёза, один, фонарь, середина, дисплей, волосы, аналогия, ровный, максимум, капсула, лодка, ягнёнок, актёр, взвод, эрудиция, флаг. свет, пудинг, выбрать, информация.
2. В каких словах все согласные твёрдые?
Обратите внимание!
Знание значения некоторых иноязычных морфем помогает запомнить написание словарных слов. Например: архи — высшая степень проявления качества признака (архинаучный, архи-важный).
1.  Спишите словарные слова. Подчеркните в них иноязычные морфемы.
2.  Какие признаки указывают на иноязычное происхождение данных слов?
Колл- (латин.) — соединяю: коллектив, коллекция, коллегия;
терра- (латин.) — зелия: территория, терракота. терраса:
Ознакомьтесь с некоторыми иноязычными морфемами, их значением. Запишите слова, распределяя их по группам в соответствии с морфемами, которые входят в их состав. Какие слова вы записали несколько раз?
Автобиография, автограф, биография, биолог, грамматика, программа, граммофон, телеграмма, телеграф, филолог, монолог, фонетика, диктант, диктофон, телефон.
Объяснительное письмо
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Составьте пунктуационные схемы предложений. Объясните написание иноязычных заимствований (си. упражнения 42. 43).
2. Объясните значение заимствованных слов. Сверьте своё толкование с объяснением, которое даётся в «Толковом словаре русского языка* или в «Словаре иностранных слов».
интеллект
1. Во-первых ты растёш.. в инте..ектуальной атмосфере  (В.  Машков).   2.   Посреди   ограждённой      атмосфера те.лторип стояла развалюха которая была похожа на          каюта
сарай (Т. Крюкова). 3. Я не замечал какой интересной цлтюминатор И разнообразной была ц-.рковая програма (А. Алексин). 4. А ведь школьная и институтская програ..ы это лишь крохи того что мог бы усвоить обычный человек (Е. Велтистов). 5. В эту минуту я понял что ко..екшюнирование это страсть игра и риск (А. Рыбаков). 6. Товариш старшина вам срочная телеграфа (Ю. Коваль). 7. В каюте плавал густой слоистый дым и он заст..лал свет н..юминаторов (С. Прокофьева).
Диктант по памяти
1. Прочитайте текст. Выпишите из него заимствованные слова. Составьте пунктуационные схемы предложений.
Старшеклассники рассказывали, что на квартире        колибри у преподавателя географии Черпунова устроен не-        
большой географический музей. Там были будто бы        ттовица чучела колибри, коллекция бабочек, телескоп и даже         
самородок золота.
Я много слышал об этом музее и начал собирать свой музей. Он был. конечно, небогатый. Но в моём воображении он расцветал И казался царством удивительных вещей. Разнообразные истории были связаны с каждой вещью, даже если это была пуговица румынского солдата или засушенный жук-богомол.
По К. Паустовскому
2.  Запишите текст по памяти, используя составленные схемы и выписанные материалы.
3.  В чём особенность коллекции, которую собирал мальчик? Что коллекционируете вы?
1.  Прочитайте вслух слова иноязычного происхождения, соблюдая нормы их произношения.
2.  Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Прочитайте составленные словосочетания вслух.
Антенна — ант[э]нна. детектив — д[э]т[э]ктив. дециметр — д[э]цн-метр. интервал — ннт[э]рвал. интервью — ннт[э]рвью. интерьер — инт[э]рьер. проект — про[э]кт. сервис — с[э]рвис. тезис — т[э]зис. фонема — фон[э]ма.
1.  Спишите предложения, заменяя выделенные исконно русские слова заимствованными. Используйте материал Ьля справок. Расставьте пропущенные знаки препинания.
2. Составьте пунктуационные схемы предложений.
1. Я собрала все нужные сведения сказала Нэнси из Интернета (Э. Успенский). 2. Я очень слаба объясняла бабушка проверяющим (А.Алексин). 3. Я вчера  проходила мимо кружка юных натуралистов и подумала, а почему бы тебе ту-      натуралист да не записаться? (В. Машков) 4. Лена давай все вместе пойдём. (Б. Алмазов). 5. Сейчас я думаю, что он хотел успеха и победи (Е. Грищковец). 6. Когда мы ходили с папой в парк развіечений. я подолгу простаивал, глядя на то сооружение (Е. Гришкоееи).
Для справок: информация, контролёр, вундеркинд, станция, компания, фантазия, триумф, аттракционы, конструкция.
Диалог
1. Прочитайте варианты ответных реплик к начальной реплике диалога. Какие слова встречаются в первом варианте? Уместно ли их употребление в данной ситуации?
2. Продолжите каждый вариант 3-4 репликами. Сделайте вывод о влиянии на результат общения уместных и неуместных речевых средств.
— Папа. я. наверное, не поеду с тобой на рыбалку на выходных. Мне к понедельнику нужно подготовить доклад. Я никак не успею.
1.  — Но ты ведь так хотел поехать! Думаю, ты сильно утрируешь ситуацию. Может, тебе нужно постараться оптимизировать режим своего дня. внести в него коррективы? Например, лимитировать время компьютерных игр.
2. — Но ты ведь так хотел поехать! Думаю, ты аїльно преувеличиваешь. Может, тебе следует постараться отрегулировать свой режим? Например, ограничишь время игры на компьютере.
3. Охарактеризуйте ситуацию общения, в которой происходит диалог.
Проверьте свои знания
"Четвёртый лишний"
1. Середина, ворота, флаг. свет.
2.  Кофе, сторож, иллюзия, лирика.
Вариант 1.
1. Прочитайте отрывок из повести В. Медведева «Баранкнн. будь человеком!». Озаглавьте его.
2. Спишите текст. Составьте пунктуационную схему каждого предложения. Подчеркните заимствованные слова.
...Случилось то. чего я боялся больше всего. Девчонки обнаружили спящего махаона, в которого превратился Костя Малинин.
— Девочки, посмотрите, какая бабочка. Такой у меня в коллекции ешё нет. — заверещала одна девчонка.
При слове «коллекция» с Малиннна сон прямо как рукой сняло. и он сразу всё понял. Понял и осознал весь ужас положения, в которое мы с ним попали. Ещё бы! Костя хорошо знал, что такое коллекция. Он сам был когда-то юным натуралистом, и у него у самого когда-то была такая коллекция.
Вариант 2. 
Напишите небольшое сочинение о своей коллекции либо рассказ об истории одного из экспонатов вашей коллекции.

Словарное богатство русского языка. Общеупотребительные и ограниченные в употреблении слова