Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера
1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Что отражает заголовок: тему или основную мысль? Охарактеризуйте ситуацию общения, описанную в тексте. Кто явился инициатором общения?
Два мальчика
Время можно мерить всякими способами, например, числом прочитанных страниц.
По этому поводу у меня недавно состоялся разговор с одним мальчиком в автобусе.
— Нельзя ли, — спросил он. — мерить время, ударяя носком сапога по полу и считая удары?
— Боюсь, что нет. — начал я. но мальчик меня перебил.
— Понял. — радостно воскликнул он. — Это невозможно, потому что между двумя ударами не всегда будет проходить одно и то же время.
— а. ты прав. Ведь никто не стал бы пользоваться метром, который был бы то короче, то длиннее.
Давным-давно люди стали задумываться над задачей: что всегда продолжается одно и то же время?
Одни говорили: от восхода солнца до следующего восхода всегда проходит одно и то же время — сутки. Это было правильно. Потом\'-то и стали строить часы, в которых солнце само показывало время. Но эти часы были неудобны.
Другие решали задачу иначе. Они говорили, что вода всегда вытекает из сосуда за одно и то же время. II это верно. Но для того, чтобы водяные часы работали хорошо, нужно, чтобы отверстие не засорялось. А это практически невозможно.
Часы с гирями были проще и надёжнее. Но и тут никто не мог быть уверенным, что гиря опускается равномерно.
Когда-то другой мальчик тоже искал то, что всегда продолжается одно и то же время. Это был Галнлео Галилеи, тот самый, который потом стал знаменитым учёным и утверждал, что Зелия вращается вокруг Солнца.
Галилей заметил, что все маятники совершают свои качания за одно и то же время, если длина ниткіі одна и та же. Чем короче была нитка, тем меньше времени продолжалось каждое качание. Можно самим сделать такой маятник, каждое качание которого — вправо и влево — будет продолжаться ровно секунду. Для этого нитка должна быть длиной около метра.
Когда Галилей всё это заметил, он понял, что нашёл то. что всегда продолжается одно и то же время. Он стал думать, как бы приспособить маятник к часам, сделать так. чтобы маятник регулировал ход часов. Но построить такие часы ему не удалось. _ . _ __
По М. Ильину
2. Ответьте на вопросы по содержанию текста.
• Что обсуждали собеседники?
• Почему мальчик перебил рассказчика?
• С чем рассказчик сравнил измерение времени ударами ноги по полу? Какой он привёл пример, чтобы доказать невозможность такого измерения времени?
• О каких часах говорил рассказчик? Как вы считаете, почему ими было неудобно пользоваться?
• Почему водяные часы также сложны в использовании?
• Чем отличаются часы с гирями?
• О каком открытии Галилея рассказал автор?
• Удалось ли Галилею построить часы?
3. К какому стилю речи относится текст? Какое, по вашему мнению, утверждение правильное?
1. Научно-популярный стиль, потому что в тексте доступно рассказывается о научных открытиях в области измерения времени.
2. Научно-популярный стиль, потому что в тексте используются общеупотребительные слова.
3. Научно-популярный стиль, потому что в тексте присутствует доказательство.
Изложение
1. Подготовьтесь написать изложение текста упражнения 433.
• Найдите в тексте трудные для вас слова и запишите их в тетрадь.
• Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Объясните их написание.
Сгоревшего. р..зговор. сч..тая. п..р..бнл. радос.но. задумывайся. ч..сы. кач..нне.
• Составьте пунктуационные схемы диалогической части текста. Найдите сложное предложение, части которого соединены союзом потому что.
• Составьте простой план.
2. Напишите подробное изложение текста.
Рассказ на основе увиденного
|