Суффиксы -к- и -ск- в относительных именах прилагательных
1. Прочитайте слова. Выпишите пары однокоренныхслов. Выделите корни, подчеркните в корнях чередующиеся согласные, в скобках укажите чередование.
Образец. Мужик — мужицкий (к//ц).
Казак, рыбак, ткацкий, казацкий, плотник, рыбацкий, восклицание, ткач, скликать, плотницкий.
2. Укажите разряд имён прилагательных.
1. Прочитайте слова, отчётливо читая каждую букву.
2. Спишите слова. Обозначьте орфограмму "Суффиксы -к-, -ск-к"
1. Рыбацкий, батрацкий, ямштшкий. мужицкий, калмыцкий, горня и кий.
2. Флдд/ский. шгантский. лауреатский, заводской, шведский, соседский, французский, кавказский, господский.
Словообразовательная работа
1. Образуйте от данных существительных с помощью суффиксов -к-, -ск-прнлагательные. Запишите их.
1. Рыбак — рыбацкий, батрак, бурлак, мужик, ямщик, бедняк, горняк, холостяк, калмык, ткач.
2. Швед — шведский, азиат, сосед, флот, француз, матрос, гигант, господин, город.
3. Луганск — луганский. Запорожье. Донбасс. Одесса. Кировоград. Кривой Рог. Канада. Париж. Прага.
2. Выделите суффиксы прилагательных. Укажите разряд прилагательных.
Спишитесловосочетання, вставляя пропущенные буквы, не. а также концовки слов, включающие суффиксы -ск-, -к-, -ек-. -ик-- Графически объясните написание суффиксов.
Гор опекой скверик, дет.. кожа..й мяч.....замысловатые плотни..
ра..сказы. „поседливый сосед., мальч.....сложный турист., маршрут.
..мудрёное рыба., снаряжение. станцио..ый обхо..чик.
1. Прослушайте текст. Опишите картины, которые рисовало ваше воображение, когда вы его читали. Укажите слова, которые помогли вам представить эти картины.
2. Запишите текст под диктовку.
3. Проведите взаимопроверку: обменяйтесь тетрадями и без опоры на напечатанный текст проверьте работы друг друга, исправляя ошибки карандашом или цветной ручкой.
4. Повторно обменяйтесь работами. Проверьте свою работу, сверяясьс напечатанным в учебнике текстом.
Звонки раздавались один за другим почти непрерывно, приезжали всё новые и новые гости. Взрослых приглашали пройти в гостиную, а маленьких завлекали в детскую и в столовую, чтобы запереть их там предательским образом. В зале ещё не зажигали огня. Огромная пушистая ёлка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями И наполняя комнату смолистым ароматом.
По Л. Куприну
5. Сделайте морфологический разбор слова фантастическими (очертаниями).
1. Выразите мысль выделенного предложения (см. упражнение 277) своими словами в нескольких вариантах.
2. Составленные варианты запишите.
Проверьте свои знания ^279
Обоснуйте правильность утверждения.
1. Во всех словах группы пишется суффикс -сл>: узбе.мй, сессий, пари.мй, франиу.мй.
2. Во всех словах группы пишется суффикс -к-: туре..ий, рыба..ий, тка..ий,мужи..ий.
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
2. В словах с пропущенными буквами обозначьте изученные орфограммы.
3. Расставьте знаки препинания.
1. Учительница француз..кого слушала меня бессильно морщилась и закрывала гл..за (В. Распутин). 2. У .Алисы много знакомых зв.рей: два к.лёнка ёж..к и сосед..кая собака Рекс (Кир Булычёв). 3. Я понял что б..ёт огромный турец.лін барабан (В. Лрагунский). 4. Казацкие старшины окружали его (Л. Пушкин).
Написание ни нн в суффиксах прилагательных
|